Главное – табличка. Как аварийный дом на Петроградской стороне стал «образцовым»

Праздник получился пышным: вице-губернатор, районное начальство, гости из Москвы, телекамеры, пресса, речи... Далее произошло торжественное навешивание на стену таблички «Дом образцового содержания». Потом все разошлись, а дом на углу Большого проспекта и Лахтинской улицы (Лахтинская, 1/60) продолжил свое будничное существование, в котором, если уж совсем начистоту, гораздо больше недоделанного, недооформленного и недообъясненного, чем звучало в поздравительных речах. Но ведь табличку прикрутить проще, чем разбираться с суровой реальностью.

Главное – табличка. Как аварийный дом на Петроградской стороне стал «образцовым» | Фото: Pixabay / leleblad

Фото: Pixabay / leleblad

- «Образцовыми» мы стали за последние пять лет, - рассказывает председатель совета дома Алла Бредец. - А до того были обычным среднестатистическим домом Петроградской стороны: построенным в середине XIX века и не прошедшим комплексный капремонт...

Пять лет назад - в 2014-м - случилась катастрофа, причиной которой был собственник подвала. До того жители дома и не подозревали, что у их подвала есть какой-то собственник. Но когда он начал углублять свое помещение!.. Успел углубиться на 60 см. На площади 100 квадратных метров. Пошел бы и дальше, и глубже, только вот старый дом затрещал. Испуганные собственники жилья сделали все, чтобы остановить подкоп. Здесь побывали и полиция, и прокуратура, и администрация района, и, разумеется, управляющая компания.

До сих пор, если всматриваться, на фасаде, выходящем на Лахтинскую улицу, видна кривизна стены. Это «привет» из прошлого, напоминание о том, как в срочном порядке ремонтировали аварийное перекрытие, укрепляли стены; как судились с собственником подвала, как до сих пор некоторые жители добиваются от него (и не могут добиться) ремонта в квартирах.

Как это часто бывает, после всплеска активности людям не хочется просто разойтись и забыть о своем порыве. Появляется желание и дальше делать что-то. Предложили создать совет - создали.

- У меня в квартире за пять лет скопился целый архив: письма, ответы, акты и прочее. Стала недавно перебирать старые бумаги и читать свои первые письма в управляющую компанию, в администрацию. Посмеялась сама над собой: «имейте совесть...», «к вам обращаются люди...», «очень просим помочь...» Теперь-то я знаю, что взывать к совести бесполезно, надо взывать к законодательству, знать свои права, ходить по кабинетам: и зудеть, и не давать жить спокойно, и приходить на прием, как на работу, и писать-писать-писать... В самом начале работы совета дома нас хорошо поддержал тогдашний заместитель главы администрации Петроградского района Валерий Сапожников: подсказывал, к кому и по какому поводу лучше обратиться, от кого и чего надлежит требовать. Меня в жилищном комитете назвали назойливой мухой. А теперь я всех собственников призываю стать такими «мухами». Если постараться, можно кое-чего добиться.

Совет дома и правда кое-чего добился: оформили дворовую территорию как общее имущество собственников дома; убедили администрацию благоустроить двор, закрыли его оградой. Теперь автовладельцы, чьи машины стоят во дворе, оплачивают его обслуживание.

Установили новый узел учета тепла. Это особый опыт: собственники дома - не ТСЖ - пошли на то, чтобы дополнительно ко всем счетам платить за новое оборудование, постепенно погашать его стоимость. И хотя опыт можно считать удачным (давно уже расплатились и исключили дополнительную строку из квитанции), но совет дома пока не готов повторять его - предпочитает рассчитывать лишь на текущие платежи и требовать от своего жилкомсервиса рационально расходовать эти средства.

Худо-бедно наладили контакт с управляющей компанией, которая уже не отмахивается от совета (попробовала бы!). К примеру, Бредец потребовала отстать от труб отопительной системы на чердаке:

- Наш жилкомсервис запланировал заменить теплоизоляцию, которая у нас и без того отлично выполняет свою функцию. К тому же через пару лет подойдет наша очередь на капитальный ремонт всей системы отопления. Это означает, что подрядчик все равно снимет и выбросит все, что «наремонтирует» управляющая компания. Ну и зачем выбрасывать деньги?

Вообще-то с капремонтом намучились. В 2016 году Фонд капремонта делал крышу и чердак.

- Мы вдруг обнаружили, что кто-то «забыл» внести в смету керамзит, которым нужно засыпать чердачное перекрытие. Пришлось снова... «жужжать», - вспоминает Алла Бредец. - Тогда я поняла: если хочешь, чтобы ничего не «забыли» и не обманули, нужно постараться проконтролировать все. Члены совета изучали надписи на мешках со строительными смесями, бегали советоваться к специалистам, проверяли, как и что делают рабочие... И постоянно связывались с сотрудниками фонда, если что-то не нравилось или было непонятно.

И все равно не уследили. Фасад, отремонтированный в 2017 году, уже «потек».

- Это печальная для нас история, - рассказывает Алла. - Выяснилось, что подрядчик не выполнил гидроизоляцию балкона, а гидроизоляция фундамента - просто красивая облицовка. Сотрудники фонда, конечно, увидели все это и отразили в акте. Так что подрядчик получил плату за фактически выполненную работу: не 12 миллионов рублей, как значилось в первоначальной смете и в результатах тендера, а 6. Фонд сэкономил. Но нам-то от этого не легче. Мы-то получили мокнущие стены, а что будет через год-два-три?

И Бредец, как и следовало ожидать от «мухи», обратилась в фонд, потом в прокуратуру, потом - опять в фонд... В общем, все вместе собрались, посоветовались, и фонд через Арбитражный суд обязал подрядчика вернуться на адрес.

- Вообще-то в решении суда сказано, что гарантийный ремонт необходимо начать в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу, - подчеркивает Алла. - Но здесь уже - да простит меня судебная система - налицо недостаточный кругозор судьи. Суд завершился осенью, когда по погодным условиям ремонтировать фасад нельзя. Надо ждать плюс 8 градусов. Мы это понимаем. Хотя формально решение суда уже не исполнено и можно требовать санкций...

Хуже другое: собственники не вполне понимают, какие именно работы должен сделать/переделать подрядчик? Реализовать проект, который предусматривал изначально затраты в 12 миллионов? Или всего лишь ликвидировать брак, допущенный в рамках фактически оплаченных работ - на 6 миллионов? Думают-гадают, ждут ответа и... хорошей погоды.

Более благополучно пережили замену водопровода, канализации и электросистемы.

- Любой ремонт - огромное испытание для актива дома и несколько месяцев, выброшенных из жизни.

После таких слов, наверное, никто из «нормальных людей» не захочет плотно и добросовестно заниматься своим домом. Чтобы прибавить оптимизма, можно сказать, что любое улучшение: новые трубы, отмытая лестница, покрашенные стены в парадном - это увеличение капитализации жилья. Собственникам хорошо бы уже привыкнуть к этому слову и понять: чем больше они заботятся о своем общем доме, тем дороже стоят их частные квартиры. Здесь есть за что бороться. Кстати, одним из результатов хлопот совета дома стало... уменьшение количества коммуналок. В ухоженный (даже без излишеств) дом охотнее идет инвестор, способный расселить коммунальную квартиру.

Что еще сказать про «Дом образцового содержания»? Его «образцовость» заключается не столько в блеске, до которого еще идти и идти, сколько в желании собственников (во всяком случае активной их части) быть полноправными участниками управления домом, входить во все тонкости и следить за всеми процессами. В результате граждане могут обнаружить такие дебри, какие трудно разгрести совету дома.

- Открытием стал тот факт, что собственники примерно половины нежилых помещений нашего дома, включая владельца подвала, не платят ни за жилищно-коммунальные услуги, ни за капитальный ремонт. Во всяком случае официально. Мало того, некоторые помещения вообще не значатся в Росреестре. Их нет! А тепло, электроэнергию и воду они потребляют. Удастся ли навести порядок в доме с этой стороны? Не знаю...

Любой, кто начал заниматься проблемами дома, вынужден постоянно учиться, изучать документы, законы, нормативы, системы управления... В общем, мало-помалу становиться профессионалом. Вот и Алла Бредец за пять лет непрерывной общественной деятельности перестала быть активисткой, перешла на профессиональный уровень и теперь является штатным сотрудником региональной общественной организации «Объединение советов многоквартирных домов». Возможно, в новом качестве ей удастся решить нерешаемые проблемы своего дома. Да и других домов.

Читайте также о том, как в Петербурге спасают памятники архитектуры.

#архитектура #аварийные дома #Санкт-Петербург #ЖКХ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Если жужжать по-мушиному...».


Комментарии