Буксир-ледокол «Невская застава» вновь отправился по фарватеру

Скоро Нева уже избавится от ледяных объятий, ждать осталось недолго. Солнце засветило в минувший день так ярко, что на реку, укрытую белым покрывалом, стало грустно смотреть. Речникам, однако, было не до красот. Буксир-ледокол «Невская застава» покинул причал и вновь отправился по фарватеру (на сей раз с журналистами), оставляя канал освобожденной воды. Такая уж работа у этого судна, входящего в природоохранную службу Петербурга: предотвращать скопление льда, избегая опасных явлений в виде заторов-зажоров, а стало быть, подтопления некоторых береговых участков в черте города.

Буксир-ледокол «Невская застава» вновь отправился по фарватеру | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Красно-синий корпус «Невской заставы» нетрудно заметить, двигаясь по Октябрьской набережной в сторону Володарского мос­та. Можно даже не включать навигатор и не ориентироваться по номерам окрестных домов: вот он, речной труженик. Стоит себе у Невы на обычном своем месте, ждет новых указаний. Впрочем, маршрут у него в последнее время мало менялся.

Это судно, спроектированное по заказу Смольного, приступило к работе в 2010 году. И с той поры служит городу верой и правдой, выполняя самые разные обязанности. То его привлекут как буксир, то в качестве аварийно-спасательного судна. Нужно ликвидировать на воде нефтяное пятно? Пожалуйста, этот работяга тут как тут. А бывает, на каком‑то участке Волго-Балтийского водного пути караван судов застрянет во льдах, и безотказная «Застава» кинется им на помощь по первому зову.

Словом, трудно представить, что было время, когда Петербург обходился без такого умельца. При этом одна из главных задач судна — вести на Неве мониторинг ледовой обстановки. А она тут бывает очень непростой.

Прошлой зимой торосы на отдельных участках реки были такие тяжелые, что «Заставе» приходилось то и дело пробивать там каналы. Об этом рассказал, встретив нас на борту, Александр Иванов — руководитель аварийной службы природоохранного предприятия «ПИЛАРН», подведомственного профильному комитету Смольного.

«При ледоставе из‑за перепада температур лед, идущий из Ладоги по Неве, образует возле широких мостовых опор «пробки», — пояснил он. — А это грозит бедами: уровень воды выше по течению может подняться, и она начнет подтоплять некоторые площадки Обуховского завода или дома в поселке Усть-Ижора. Так бывало не раз…»

По словам начальника службы, ушедшая зима была куда спокойнее, грех жаловаться. Лед на Неве сформировался сразу, прочно, без неприятных сюрпризов. А температурные качели, характерные и для нынешнего сезона, на его «поведение» не повлияли.

Но ледоколу и теперь приходится постоянно бороздить реку, иначе очищенная им полоска воды из‑за ночных заморозков крепко срастется. И чтобы восстановить ее, потребуется удвоить-утроить усилия и расход ­топлива. А чем больше таких каналов, полыней и промоин, тем легче Неве при ледоходе выносить течением в море битые льдины. Да и прогуляться по застывшей реке любители экстрима не смогут, а таких в Петербурге, сетует МЧС, остается немало.

После каждого подобного рейса в судовом журнале возникает свежая запись: описание текущей ледовой обстановки. Эти данные «пиларновцы» передают специалистам, помогая составить гид­рологическую и метеорологическую картину в динамике на основе многолетних наблюдений…

Ледокол3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Между тем капитан Андрей Цимбалов распоряжается: «Отдать кормовой!». Получив от службы речного движения добро на отход, он плавно отводит свое судно от бетонной стенки «октябрьского» причала. Сегодняшняя задача — добраться к Благовещенскому мос­ту и вернуться тем же путем.

Слегка подрагивая, ледокол начинает идти среди мелкобитого льда по той же речной «колее», которую обновил ровно неделю назад. Кроме нее, Нева в этом широком месте полностью скована льдом. И его фрагменты гулко стучат по стальному корпусу судна, словно кто‑то перекидывает внутри него громадные булыжники. А мелкие льдинки разлетаются по сторонам под всплеск невской воды, будто камешки из‑под колес легковушки, катящей по проселочной дороге.

Лед тут относительно небольшой, от силы полметра, хотя достаточно прочный. А вот на мелководье в районе Ивановских порогов, где «Заставе» довелось побывать и в нынешний сезон, он раза в два толще. Но для ее стальной обшивки такое препятствие не страшно: ледокол ломает эту речную «броню», наваливаясь на нее носовой частью, или методично, со всей мощи, тараня.

А силища у этого речного странника (точнее, судна класса река — море) довольно приличная: совокупная мощность двух его двигателей достигает 5 тыс. лошадиных сил, отмечает капитан. Так что «Застава» может развивать скорость 15 узлов. Но теперь, с усилием расчищая во льдах дорогу, продвигается медленнее, хотя идет по течению.

За Большеохтинским мостом значительная часть Невы свободна ото льда, но прибавить ходу капитан не торопится. В устье реки Охты, говорит он, пережидают зиму небольшие суда, и хотя энергия волны, достигнув этого места, чуть спадет, у катеров могут порваться швартовые канаты. Следующий участок реки, где вдоль набережной простираются обширные владения «Водоканала», представляет собой почти ровное белоснежное поле. И трудяга-ледокол вновь «вгрызается» в него…

«Капитаном я работаю здесь несколько лет и не перестаю восхищаться этим судном», — делится Андрей Цимбалов, управляя им с помощью миниатюрных джойстиков.

Движения его рук чутко улавливают винторулевые колонки, установленные на корме, которые обеспечивают «Заставе» высокую маневренность и позволяют полностью развернуться на чистой воде в считанные секунды.

Скажут: подумаешь, на это способны и другие ледоколы, да помощнее. Все верно. Но под неразведенными питерскими мостами ни один из них зимой не пройдет, а этому — все нипочем. Достаточно нажать кнопку, чтобы привести в действие гидравлический механизм, и ходовая рубка ледокола тут же послушно «присядет».

Его высоченная мачта на реке обычно опущена: экипаж поднимает ее только при входе в Ладогу или Финский залив. Туда «Застава» тоже выходит. Не так давно, к слову, она побывала в Кронштадте, доставив на скованную льдами базу Литке, находящуюся около дамбы, необходимое оборудование.

Ледокол5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Фарватер там опасный и узкий, идти нужно предельно осторожно. Но и на Неве, когда электронное оборудование теряет на время связь со спутником, приходится двигаться, полагаясь на опыт и память, продолжает капитан. Для этого все отмели на реке, течения и особенности невского фарватера нужно знать как свои пять пальцев. А разве не требуется мастерство, чтобы, учитывая скорость течения и силу ветра, «прислонить» многотонный ледокол кранцами к историческим набережным, не повредив гранитную облицовку?..

Тем временем, достигнув конечной точки маршрута, «Застава» пошла в обратный путь.

В районе Дворцового моста ледокол принялся выписывать круги на реке. И все по той же причине: спасатели МЧС попросили поработать здесь основательнее, чтобы никто не смог поиграть в «невскую рулетку», испытывая на прочность весенний речной лед. А сверху, опираясь на перила моста, горожане наблюдали, как стальной «фигурист» делает это вроде бы с неожиданной для ледокола легкостью.

Однако иметь одно такое судно городу маловато: как ни крути, нужен хотя бы еще один подобный ледокол. Разговор об этом идет не один год. И дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки: проект нового петербургского ледокола специалисты ЦКБ «Нептун» подготовили, и средства на его строительство в городском бюджете запланированы, рассказали «СПб ведомостям» в городском комитете по природопользованию.

В нынешнем году намечается провести соответствующий тендер, внеся в документы коррективы, чтобы заменить кое‑что из оборудования на отечественные аналоги. В любом случае «Застава» обретет помощника, но не близнеца: это будет ледокол, похожий на нее по функционалу, только еще более современный, обещают специалисты.


#ледокол #Нева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7128) от 15.03.2022 под заголовком ««Застава» ждет подмогу».


Комментарии