Нагонная волна не грозит: на ближайшие сто лет защита от наводнений в Петербурге гарантирована
Осенние наводнения 1824 года, а затем 1924‑го вошли в историю Петербурга как самые разрушительные. И хотя цикличность в 100 лет особо опасных выходов Невы из берегов метеорологами считается условной, наводнений ждут. Причем во всеоружии, с 2011 года наш город защищен от нагонной волны с Балтики дамбой. Насколько надежно Комплекс защитных сооружений оберегает город от стихии и что гарантирует, рассказывают специалисты.
ФОТО Марии ШЕРИХ
— В истории нашего города насчитывается более 300 наводнений, но самые разрушительные, а более грамотно назвать их катастрофическими, произошли с разницей в сто лет. И эта тема вошла в мифологию Петербурга. Что неудивительно: обыденный порядок жизни был кардинально нарушен, скрыть это было невозможно. Катастрофические явления — эпидемии, пожары — случаются во многих местах на Земле. Но наводнения с такой спецификой, настолько внезапные и быстрые, это сугубо наш петербургский феномен, — отметил ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга Родион Зеленков.
Двухсотлетие самого высокого подъема воды в Неве, на уровень более чем в два человеческих роста, в Петербурге отметят. В день крупнейшего в истории города наводнения, 19 ноября, в Петропавловской крепости начнется научная конференция под названием «Во власти воды», а в музее «Особняк Румянцева» откроется большая выставка. Но главное внимание в эти дни в любом случае обращено к специалистам: может ли Нева вновь, по выражению нашего великого поэта, «как зверь, остервеняясь», на город кинуться? И надежна ли его защита?
— Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга был введен в эксплуатацию 12 августа 2011 года. И вот уже 13 лет стоит на страже защиты города от нагонных наводнений. За это время предотвращено 35 морских нагонов, которые могли бы принести существенные потери для города. По оценкам экономистов, ущерб от этих наводнений мог бы составить порядка 130 миллиардов рублей. 15 из них могли быть особо опасными — с отметкой подъема воды свыше 2 метров 10 см, — рассказал заместитель гендиректора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Игорь Полищук.
Первое наводнение обрушилось на город уже через четыре месяца после начала его строительства — в ночь на 31 августа 1703 года. И с тех пор все три века его существования обсуждалось, как защититься от подъемов воды. Обосновывались различные теории, разрабатывались проекты: прорывать больше каналов, укреплять берега, поднимать территории. Все это в какой‑то мере способствовало защите города от подъемов воды. Но самым правильным решением стало создание дамбы в Невской губе.
Проект — протянуть от северного до южного берега залива через остров Котлин защитную дамбу — обосновал в начале XIX века инженер Пьер-Доминик Базен. В то время проект посчитали невыполнимым. В конечном итоге идея Базена была реализована только в XXI веке.
— Сегодня защитные сооружения полностью выполняют свою функцию. Запас надежности, заложенный проектировщиками, строителями, обеспечивает предотвращение наводнения, которое может случиться раз в 10 тысяч лет, — с подъемом уровня воды до 5 метров 45 см. Так что в течение 100 лет, на которые, по проекту, рассчитана дамба, она гарантированно защитит город от наводнений. Конечно, при условии, что будут соблюдаться требования по эксплуатации комплекса, выделяться финансирование на обслуживание оборудования, приведение защитных сооружений в проектные положения после каждого наводнения. Стихия ведь воздействует на защитные сооружения, наносит разрушения и необходимо восстанавливать проектный профиль, — подчеркивает Игорь Полищук.
Как известно, схема защиты города от наводнений за счет строительства дамбы проста. В случае подхода с Балтийского моря так называемой нагонной волны, которую несет с собой циклон, идущий с запада, пропускные сооружения закрываются и Финский залив отделяется от Невской губы. Волна с Балтики не заходит, но в это же время Нева несет в город массы воды с Ладожского озера. При закрытой дамбе невская вода в море не уходит, а накапливается в устье Невы, то есть в реках и каналах города.
— На какой срок можно закрывать защитные сооружения, чтобы запертая дамбой Нева не вышла из берегов? — интересуюсь у специалиста.
— Действительно, это время ограничено. При закрытых затворах образуется замкнутая акватория Невской губы, где скапливается вода, которую Нева несет из Ладоги. По проекту, максимальное время, на которое могут быть закрыты затворы комплекса, составляет 48 часов. В среднем Нева поднимает уровень воды в закрытой акватории со скоростью 3 см в час. Однако может быть и несколько больше — при высоком уровне воды в Ладожском озере. Наша задача максимально сократить время закрытия затворов, чтобы не подтопить город. В 2015 году был случай, когда в Петербург пришли три циклона подряд. Между пиками первого и второго циклонов мы смогли открыть сооружения и выпустить часть воды. А вот между вторым и третьим возможности такой не было, и тогда дамба была закрыта на 41 час. Тем не менее серьезного подтопления города не произошло, — рассказал Игорь Полищук.
Чтобы предотвратить переполнение Невской губы, предлагалось контролировать Неву у ее истока из Ладожского озера: построить еще одну дамбу — у Шлиссельбурга или чуть ниже по течению реки. Однако соорудить гидроузел в районе Шлиссельбурга возможности нет. Карстовые породы берегов, непрочные и размывающиеся, не позволяют создать там плотину. Если же строить дамбу ниже по течению, то необходимо найти резервуар, который бы аккумулировал сток Невы. Создать новое водохранилище непросто.
— Пока такой вопрос не поднимается, поскольку особой необходимости в этом нет. За двое суток Нева может дать максимум подъема воды 1 метр 70 см, это не создает для города серьезной угрозы. К тому же ситуации, когда циклоны могут подходить один за другим и вынудить закрывать дамбу на 48 часов, чрезвычайно редки, — пояснил главный синоптик Петербурга Александр Колесов.
Впрочем, специалисты делают оговорку: подъем воды в замкнутой Невской губе будет медленным и не опасным, если сохранится сегодняшняя ситуация и зеркало акватории устья Невы не уменьшится. То есть если город не будет расширяться за счет новых намывных территорий, сокращая площадь Невской губы. И это в градостроительных планах развития Петербурга должно быть учтено. Или сделаны дополнительные расчеты и обоснования.
Но вернемся к историческим датам: 1824 год — подъем воды на 4 метра 21 см, 1924‑й — 3 метра 80 см. Можно ли ожидать чего‑то подобного в 2024 году?
— Частота наводнений увеличивается, это подтверждено графиками, таблицами. Видимо, глобальное потепление сказывается. Город находится на 60‑м градусе северной широты, а это как раз путь движения циклонов с Северной Атлантики на восток. И никуда нам от этого не деться. Хотя случаются периоды затишья, с 2004-го по 2008 год наводнений не было совсем. Кстати, и сейчас тоже: последнее предотвращенное дамбой наводнение было в октябре прошлого года. Нынешней осенью случилось два небольших подъема воды — до 106 и 110 сантиметров, но створы защитных сооружений не закрывались. Напомню, наводнением для Петербурга считается подъем воды свыше 160 сантиметров от ординара по Кронштадтскому футштоку. При этом в любом случае городу опасаться нечего. Сегодня мы видим траекторию циклонов, которые наиболее опасны, уже за несколько дней. За сутки точно определяется угроза наводнения, за 18 часов — расчетный уровень подъема воды, и Комплексу защитных сооружений выдается предупреждение. Окончательное решение о закрытии дамбы принимает МЧС, — рассказал Александр Колесов.
Читайте также:
Циклон «Жозефина» задел краем Петербург и Ленобласть
Природа снижает градус: в последний месяц осени нас ожидает то дождь со снегом, то снег с дождём
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7788) от 10.11.2024 под заголовком «Нагонная волна не грозит».
Комментарии