Петербургу могут «открыть небо» до пятой степени

Во время недавней встречи с депутатами Законодательного собрания Петербурга новый вице-губернатор города Евгений Елин заявил о намерении лоббировать для «Пулково» режим «открытого неба».

Петербургу могут «открыть небо» до пятой степени  | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

«Для того чтобы сделать аэропорт международным воздушным хабом, надо поднимать вопрос по «открытому небу», - считает он. - Без этого мы не можем конкурировать с европейскими городами». По оценке Елина, предоставление воздушным воротам Петербурга пятой степени «свободы воздуха» позволит значительно увеличить поток туристов и реализовать давние планы по превращению «Пулково» в международный воздушный хаб. А значит, привлечь в аэропорт новых перевозчиков, расширить географию полетов и повысить конкурентоспособность северной столицы как трансферного пункта.

Пятая степень «свободы воздуха» подразумевает право, в соответствии с которым регулярный перевозчик имеет возможность выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него. Например, «Аэрофлот», осуществляющий полеты по маршруту Москва - Париж - Нью-Йорк, имеет право высадить в Париже пассажиров, следующих из третьего государства (например, из Казахстана), а также принять на борт людей любого гражданства, направляющихся из Парижа в Нью-Йорк. Предполагается, что самолеты, следующие, к примеру, из Азии в Европу или Америку, смогут делать промежуточную посадку в Петербурге, высаживая или принимая на борт пассажиров.

В первую очередь пятая степень «свободы воздуха» интересна городам и расположенным в них аэропортам. И понятно почему: транзитный пассажир какое-то время (порой довольно длительное) находится в аэропорту, а нередко выезжает и в город. А значит, тратит там деньги. Не случайно эту идею поддерживает и управляющая петербургским аэропортом компания «Воздушные ворота северной столицы», которая выступает не только за либерализацию межправительственных соглашений о воздушном сообщении, но и за облегчение визового режима для прилетающих в наш город иностранцев (за введение электронных виз или 72-часового безвизового режима).

За удачными примерами далеко ходить не надо: в аэропорту Хельсинки, в частности, количество транзитных пассажиров в последнее время постоянно растет и уже достигло почти 24%. Направления, на которых зафиксировано наибольшее количество транзитеров, - Япония, Таиланд и Китай. А в международном аэропорту Дубая (Объединенные Арабские Эмираты) процент транзитников давно превысил половину пассажиров (сейчас достигает 70%). И тот, кто бывал в аэропортах Хельсинки или Дубая, знает: там созданы все условия для того, чтобы транзитный гость остался доволен и подольше задержался не только в аэропорту, но и в городе.

А вот национальным авиакомпаниям пятая степень «свободы воздуха» нужна как собаке пятая же нога. Потому что она действительно предоставляет свободу и «приводит» в ту или иную воздушную гавань зарубежных перевозчиков-конкурентов. Это означает, что на петербургском рынке авиаперевозок могут появиться, к примеру, не только новые регулярные дальнемагистральные рейсы из Азии в Европу, но и крупные западные низкобюджетные компании Ryanair или EasyJet, которые запросто составят конкуренцию «Аэрофлоту», «России» и S7. И даже «Победе». А оно им надо? Ведь в этом случае диктовать свои условия пассажирам (в том числе и ценовые) уже не придется...

И это как раз тот случай, когда интересы города и аэропорта не очень стыкуются с интересами отечественных перевозчиков. Правда здесь у каждого своя: первые хотят больше гостей и доходов от них, а вторые - сохранить свою предпринимательскую «поляну», не допустив на нее чужаков. Не случайно вопрос введения пятой степени «свободы воздуха», который уже поднимался в Петербурге, завис на правительственном уровне, так и не найдя на нем понимания.

И неспроста: пример Сочи, который получал режим «открытого неба» на период с 2014-го по 2016 год, показал, что большого эффекта он не дал. Согласно первоначальным прогнозам, пятая степень «свободы воздуха» должна была увеличить количество иностранных туристов в Сочи на 30%, а выручку местного аэропорта планировалось повысить на 200 млн рублей в год. Однако даже в 2014-м, когда в Сочи проводились зимние Олимпийские игры, она выросла только на 21,5%. Самое главное - на фоне роста пассажиропотока привлечь транзитеров в каких-то значимых объемах там так и не удалось. Да и режим «открытого неба», предоставлявшийся в Калининграде до конца 2016 года, тоже «не сыграл»: существенного развития по части обслуживания транзитных пассажиров местный аэропорт не получил.

Впрочем, нельзя забывать: в Сочи и Калининграде введение режима «открытого неба» пришлось на пик антироссийских настроений. И это не могло не повлиять на ситуацию. Сейчас она тоже не из лучших, однако многие (особенно на Востоке) уже не против сотрудничать с Россией. И вероятность, что какая-то часть авиаперевозчиков воспользуется возможностями «открытого неба» в Петербурге, реально существует.

#аэропорт «Пулково» #перевозки #небо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6369) от 30.01.2019 под заголовком «Больше воздуха воротам».


Комментарии