Морские перевозки растут

Меры поддержки бизнеса в нынешних непростых экономических условиях, конечно, дают свои плоды. В этом убеждают показатели прошлогодней работы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), которые его сотрудники представили в канун своего профессионального праздника. По их словам, около 14 тысяч участников внешнеэкономической деятельности на Северо-Западе России взаимодействовали в 2023‑м со 179 странами мира. А таможенные сборы в регионе деятельности этого подразделения принесли в бюджет страны 519,5 млрд рублей — на 20 % больше, чем в предыдущем году.

Морские перевозки растут | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Таможенники Северо-Запада обес­печили поступление в госказну столь внушительной суммы, несмотря на льготы со стороны государства, которыми пользуются в ряде случае бизнес-структуры. Льготы по уплате таможенных платежей, например, составили для них в прошлом году 64,8 млрд рублей. Имеются в виду освобождение от уплаты НДС при поставках важного для экономики оборудования (48 % от всего этого объема) и другие виды поддержки.

Многие из них, введенные правительством в 2022‑м, действуют поныне, отметил Юрий Кулешов, заместитель начальника СЗТУ — руководитель службы федеральных таможенных доходов. В том числе упрощенная процедура подтверждения происхождения товаров, ввозимых из стран ЕАЭС или вывозимых туда. Да и в целом поток товаров, оформленных в упрощенном виде, по итогам 2023‑го остается в этом регионе немалым — более 30 тысяч единиц.

В приоритетном порядке таможенники оформляют документы на товары первой необходимости (прежде всего — на лекарственные средства). И, напротив, пресекают попытки незаконного перемещения товаров из стран, в отношении которых правительство РФ ввело разного рода запреты и ограничения. В минувшем году, рассказал Кулешов, они притормозили 770 тонн таких товаров.

Особое внимание таможенников, по его словам, было направлено также на выполнение распоряжения о запрете вывоза наличной иностранной валюты в сумме, превышающей установленный порог (10 тысяч долларов США). На таможенных постах СЗТУ за этот период было отмечено более полутысячи таких незаконных попыток на общую сумму свыше 10 млн долларов. Число таких нарушений, правда, снизилось по сравнению с 2022‑м, когда эта мера была введена, добавляют специалисты.

Большинство автомобильных пунктов пропуска в регионе деятельности СЗТУ, а их насчитывается там более полусотни, действовали в обычном режиме. За исключением тех, что расположены на российско-финской границе. И кроме двух пунктов пропуска, находящихся на границе РФ с Латвией, которые прошлой осенью она временно зак­рыла, пояснил Александр Виноградов, начальник службы организации таможенного контроля СЗТУ.

Объем перевозок на легковушках и грузовиках, однако, резко снизился из‑за запрета пересекать границу с соседними странами ЕС машинам, имеющим российские номера. А автобусные перевозки пассажиров по той же причине на 45 % выросли. Как известно, Россия ввела против зарубежных перевозчиков контрсанкции, заставляя перегружать товары из фур недружественных стран на российские автомобили. Таможенники Северо-Запада, как и раньше, неукоснительно за этим следили.

Грузооборот тут в принципе не вырос. На прежнем, довольно невысоком, уровне этот показатель остается и на железнодорожных пунктах пропуска. А вот воздушное сообщение неуклонно растет, как и перевозки грузов морским транспортом, подчеркнул Виноградов.

Так, в 2023 году сотрудники Пулковской таможни оформили 15,8 тысячи рейсов — на 24 % больше, чем годом ранее, — включая новые маршруты в Иран, Алжир и т. д. А пассажиропоток в воздушных воротах Петербурга увеличился на 44 %, достигнув 2,9 млн человек (второе место в РФ по этому показателю). Причем у людей, летающих через «Пулково», появилась возможность подавать таможенную декларацию в электронном виде.

Что же касается морских сообщений, то перевозчики демонстрируют тут уверенный рост, особенно на линиях между Россией и азиатскими странами. Содействуя внешней торговле, СЗТУ внедряет технологии авторегистрации товаров и оформления экспортных и импортных дек­лараций в автоматическом режиме. И если моряки позаботились об этом заблаговременно и представили на подходе к порту полную информацию, то смогут ускорить выгрузку контейнеров. Так называемый выпуск товаров с борта судна тоже постепенно набирает обороты.

Вместе с тем по мере развития параллельного импорта волна конт­рафактной продукции не спадает, говорят таможенники. По результатам прошлого года они пресекли ввоз на Северо-Запад страны 655 тысяч единиц поддельных товаров. В основном это одежда, обувь и игрушки. И вывели из незаконного оборота более 2,5 тонны наркотиков, психотропных и сильнодействующих средств — значительно больше, чем в предыдущем году. Такие данные привел Павел Теренть­ев, первый заместитель начальника Северо-Западной оперативной таможни.

Если раньше, заметил он, преобладали синтетические наркотические средства, то теперь это гашиш, поступающий наземным транспортом из европейских стран, и кокаин. Так, на одном из судов, прибывших в Большой порт Санкт-Петербурга, таможенники обнаружили и изъяли недавно крупную партию спрессованного кокаинового порошка — более тонны на общую сумму 11 млрд рублей.


#перевозки #таможенное управление #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7594) от 01.02.2024 под заголовком «Морские перевозки растут».


Комментарии