Бифштекс с грехом пополам. В Петербурге открылся бар с символами христианской веры

Еще один ресторан так называемой высокой кухни открылся в историческом центре Петербурга на улице Рубинштейна. Неизвестно, удивят ли рестораторы посетителей блюдами, а вот дизайн, скорее всего, без внимания не останется. В придачу к обеду и напиткам, в том числе спиртным, гость ресторана получит дозу сомнительной эстетики, связанной с символами христианской веры.

Бифштекс с грехом пополам. В Петербурге открылся бар с символами христианской веры | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Люстры, похожие... на терновый венец. Мускулистый человек, несущий крест. Над барной стойкой что-то вроде фигуры ангела, видимо, падшего, поскольку изображен в не приличной позе. Плюс наставления, написанные не на русском языке. В туалете над сливным бачком, например, сообщается, что вода не смоет твой грех. А на кресте - надпись с обещанием: грех тебя настигнет.

У сколько-нибудь образованного человека, а тем более относящегося с уважением к христианским ценностям, такое оформление вызывает как минимум недоумение.

- Сам по себе прием, когда берется классическое произведение и из него делается что-то другое, не нов. Подобными провокациями занимались даже весьма известные художники в прошлом. Важно разобраться, в данном конкретном случае кощунственны они или нет? Судя по подписям, это определенно кощунство по отношению к христианским ценностям, независимо, сознательно это сделано или нет, - говорит доктор исторических наук профессор СПбГУ Юрий Руденко. - Что с этим делать? Надо объясниться с владельцами ресторана. Если это получилось несознательно, они поймут. Кстати, не представляю, чтобы такое заведение могло появиться, например, в Риме или Мадриде, а также в мусульманских странах - с провокациями в отношении их пророка. Там бы такого точно не потерпели. В данном случае это тоже похоже на провокацию...

Впрочем, владельцы ресторана утверждают, что «символы используются с особым уважением к вере и исключительно в целях продвижения культурных, исторических и религиозных традиций». Однако некоторые люди воспринимают такое продвижение традиций как оскорбление своих чувств и верований.

- Бога оскорбить нельзя. Но можно оскорбить чувства людей, их душевные, моральные ценности. Авторы подобного дизайна должны понимать, что он может кого-то ранить. По большому счету дело в уважении к людям. Если ты понимаешь, что можешь оскорбить своими действиями чьи-то чувства, то лучше этого избежать. Если, конечно, ты уважаешь людей. Когда такое встречаешь, то можно пройти мимо, опустив глаза. Но это не выход, оскорбление в душе останется. И надо защищать других людей от него, - говорит координатор общественного объединения «Сорок сороков» Сергей Котковский.

Надо отметить, что не у всех даже религиозных людей такой дизайнерский ход вызывает отторжение.

- Они же не влезают на алтарь, не пишут, не скандируют антирелигиозные лозунги. Это можно рассматривать даже как некий пиар церкви, - полагает Алексей Пирогов, прихожанин храма Успения пресвятой Девы Марии.

- Если это пиар, то очень плохой, - возражает председатель РОО «Конгресс поляков в Санкт-Петербурге» Лилия Шишко. - Ничего нового, ничего оригинального, все в кучу - результат клипового мышления, подростковой сексуальной озабоченности, плохого образования и отсутствие какого-либо уважения к тем, кто просто зашел поесть.

Как реагировать на подобные выходки, вопрос сложный. Рестораторы на обращения верующих, по сути, не реагируют.

- В законе о рекламе есть статья о неэтичной рекламе, в том числе к ней относится извращенное использование христианских символов. При Федеральной антимонопольной службе есть общественный совет по рекламе, который и определяет, насколько этична или неэтична та или иная реклама. Если поступит заявление от граждан или юридических лиц, в совете его рассмотрят и дадут соответствующую оценку. Есть также закон о защите религиозных убеждений, чувств верующих. Насколько он применим в данном случае, должны решать правоохранительные органы. На мой личный взгляд, использование христианских символов в коммерческих целях недопустимо, - считает генеральный директор одного из коммуникационных агентств города Борис Григорьев.

#религия #бар #общепит

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6447) от 19.03.2020 под заголовком «Бифштекс с грехом пополам».


Комментарии