«Алиса» в стране чудес. Цифровое образование уверенно покоряет петербургские школы

Выбирая между книгой и гаджетом, современный ребенок в большинстве случаев возьмет в руки электронное устройство и скачает туда нужный ему текст. Более того, все больше юных пользователей хотят разбираться в подобных вещах детально, а то и посвятить этому всю жизнь. Неудивительно, что многих из них привлек февральский «Урок цифры», прошедший недавно в Петербурге и других регионах страны в рамках всероссийского проекта с таким же названием. Он был посвящен электронным персональным помощникам.

«Алиса» в стране чудес. Цифровое образование уверенно покоряет петербургские школы | Фото предоставлено организатором проекта

Фото предоставлено организатором проекта

Окунаясь в поток


Масштабный проект, получивший название «Урок цифры», едва стартовав в прошлом учебном году, без труда охватил больше половины российских школьников. Не потому, что такая директива была спущена сверху: ведь акция проходит по инициативе Министерства просвещения РФ при поддержке автономной организации «Цифровая экономика» и международной школы программирования «Алгоритмика», а в Петербурге поддерживается правительством города в лице комитета по информатизации и связи и комитета по образованию. Нет, дело в другом.

Интерес к информационным технологиям просыпается теперь у детей с раннего возраста. Одни просто хотят лучше освоить новые устройства, а другие мечтают сами их разрабатывать, создавая программный продукт и развивая машинный интеллект. Да еще в стенах солидной компании вроде «Яндекса», Лаборатории Касперского, 1С или Mail.ru Group*, которые и проводят такие уроки (где-то сами, но чаще всего это делают обученные ими школьные педагоги).

Петербург входит в тройку регионов-лидеров, максимально вовлеченных в этот проект, что вполне закономерно, ведь в нашем городе компании-разработчики традиционно активно продвигают такие просветительские проекты.

«Сегодня много говорят о цифровой гигиене и необходимости осмотрительнее погружаться в информационный поток, но очевидно и другое, — отvечает глава комитета по информатизации и связи. — Компании, участвующие в создании перспективных разработок, способны доходчиво объяснить, что собой представляют такие продукты и как эффективнее использовать в современном мире такие технологии».

Шесть айтишных кубов


Первые такие открытые уроки проводились для юных петербуржцев в Академии цифровых технологий, которая была открыта в Петроградском районе. В этот же раз сотрудники «Яндекса» отправились в школу № 619 Калининского района, одну из самых продвинутых в северной столице, где реализуется около 60 разных программ дополнительного образования.

Новый корпус был построен по особому проекту на Кондратьевском проспекте и открыт 1 сентября 2019 г. Учебные помещения с мультимедийным оборудованием, включая впечатляющий кабинет робототехники, компыютерные классы и медиатека оснащены здесь по последнему слову.

Интереснее другое: когда формировался проект школьного корпуса, уже было известно, что здесь благодаря федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» появится первый в городе центр цифрового образования, так называемый «IT-куб»**. По словам директора школы Ирины Байковой проект будет рассчитан на несколько направлений: программирование, системное администрирование, виртуальная реальность и др.

Дополнительные знания с будущего учебного года здесь смогут получать при методической поддержке «Яндекса», Mail.ru Group и других партнеров школы юные айтишники со всего района (на первых порах около 400 детей, затем больше).

«Детские» алгоритмы Фурье


Темой февральского занятия стали персональные помощники. О том, что это категория программ, созданных на основе искусственного интеллекта и способных выполнять по запросу пользователя разнообразные действия, знают не все. Тем не менее с голосовым помощником «Алисой» (одна из разработок «Яндекса»), которая имитирует живой диалог и может блеснуть эрудицией, ответив на практически любые вопросы, многие имели дело.

Осенью прошлого года «Яндекс» презентовал в Москве концепцию «Урока цифры», поведав о нем чиновникам и педагогам. А затем сотрудники, участвующие в создании «Алисы», подготовили виртуальную программу, чтобы ознакомить с ней школьников нескольких крупных городов, пояснил корреспонденту Александр Паволоцкий, академический руководитель программ по информатике и программированию «Яндекса».

«Мы не пытались научить детей пользоваться такими помощниками, они умеют это делать и без нас, — говорит Александр. — Задача стояла другая: объяснить им, как работают такие технологии, что у них «под капотом», а это далеко не просто. Надо было доходчиво рассказать о сложных вещах, не пользуясь привычными для специалистов терминами, такими как цифро-аналоговые преобразователи, дискретные алгоритмы Фурье, нейронные сети. Да еще придумать учебный материал, который помог бы в этом разобраться, рассчитанный на разные возрастные группы: на младшие, средние и старшие классы».

Для малышей программисты подготовили «картинки», где требовалось ответить на вопросы, исходя из здравого смысла. А вот старшеклассникам предложили компьютерные тренажеры, с помощью которых каждый из них смог, выполняя одно задание за другим, обучить своего виртуального ассистента правильно реагировать на команды.

Юные программисты


Справившись с упражнениями, ребята получают сертификат, который украсит портфолио, а главное — основательно знакомятся с чудесной «страной» информатика и любознательной «Алисой». И не исключено, что некоторые из них потом окажутся в «Яндекс-лицее», один из преподавателей которого, Артем Рудаковский, проводил в 619-й школе открытый урок.

Изначально компания, работающая со школьниками больше десяти лет, ставила перед собой утилитарную задачу: подготовить для себя кадры, выращивая компьютерных гениев буквально со школьной скамьи, добавляет Паволоцкий. Но потом это направление переросло в социальный проект.

Председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Станислав Казарин отметил, что город всецело поддерживает инициативу такого обучения, поскольку будущее действительно за искусственным интеллектом и информационными технологиями, а профессии этой сферы были и будут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. Именно поэтому так важно вовлекать детей в эти процессы, обучать и поддерживать начинания.

Наш город по праву считается одним из цифровых лидеров страны. На данный момент в Петербурге успешно работают такие городские сервисы, как портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», портал «Петербургское образование», портал «Наш Санкт-Петербург». Эти и другие ресурсы комитет по информатизации и связи разрабатывает совместно с комитетами города, чтобы сэкономить время горожан при получении важных для жизни услуг.

Опубликовано на правах рекламы.

* «Мейл.ру групп»

** «Ай-ти куб»

ИНН 7810820879

#современные технологии #школьники #IT-индустрия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6623) от 12.02.2020 под заголовком ««Алиса» в стране чудес».


Комментарии