100 дней Александра Беглова

Миновали первые 100 дней работы во главе Санкт-Петербурга нового руководителя города Александра Беглова. Впереди - губернаторские выборы, которые состоятся 8 сентября и, несомненно, станут для горожан важнейшим политическим событием 2019 года. «Санкт-Петербургские ведомости» попросили экспертов подытожить основные события прошедших 100 дней и расставить приоритеты на будущее.

100 дней Александра Беглова |

Новая динамика городской жизни


В течение этих трех с небольшим месяцев появился ряд важных для Петербурга документов, в их числе новая редакция Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года и продление действующего генплана до 2021 года, позволяющее разработать отраслевые схемы развития...

Прежде всего были сделаны изменения в бюджет 2018 года. Необходимость последних была вызвана, с одной стороны, наличием существенного дефицита бюджета, а с другой - невыполнением бюджетных назначений. После утверждения губернаторских поправок дефицит бюджета в 2018 году сократился на 18 млрд рублей, а образование, медицина, социальная поддержка и благоустройство получили дополнительные денежные ресурсы. Отмечу новый рациональный подход к адресной инвестиционной программе, в последние годы хронически не выполнявшейся, - финансирование ее сократилось на 13 млрд рублей, так как «Метрострой» не в состоянии был освоить зарезервированные средства, и они были перераспределены на другие неотложные нужды города. Я думаю, для этого надо было иметь определенное мужество, так же как и для принятия решения о переносе 39 объектов АИП с 2018 года на 2019-й. Проще было просто закрыть глаза и подписать представленные акты о части выполненных работ, выплатить деньги подрядчикам. Правда, потом эти объекты, скорее всего, превратились бы в долгострой.

Такая же кропотливая работа была проведена по корректировке бюджета города на 2019 год, позволившая увеличить доходную часть казны и увеличить расходы на социальные обязательства.

Характерно, что принимаемые решения проходили в атмосфере рабочих будней, без всякого популистского пафоса и громких заявлений. Стиль работы нынешнего Смольного - адекватная оценка ситуации и только после этого принятие решений. Серьезным образом была скорректирована Стратегия социально-экономического развития до 2035 года. Документ был утвержден в 2014 году, но в связи с указом президента РФ № 204 требовалась соответствующая гармонизация с ним всех деталей, имеющихся в 18 государственных программах, принятых Петербургом для выполнения стратегии. Это важно, так как исполнительной власти необходимо понимание того, как город будет участвовать в выполнении поставленных президентом задач.

Одновременно необходимо было проанализировать основные целевые показатели этих программ, с тем чтобы они соответствовали статистическим показателям и отвечали всем нормативам генплана, Градостроительного кодекса и другим федеральным нормам. Кроме того, такой анализ позволяет посмотреть, в какой точке координат находится сегодня Петербург по отношению к другим регионам и европейским мегаполисам. Новая версия стратегии была утверждена Законодательным собранием, и теперь нужна корректировка 18 программ: многие показатели были определены самими исполнителями, то есть отраслевыми комитетами. Как известно, если исполнитель сам себе определяет нормативы, отвечает за них, то вряд ли это будет соответствовать истинному положению дел.

Например, предполагалось, что число горожан, занимающихся физкультурой и спортом, к 2035 году достигнет 50% от общей численности населения. Но сомнительно, что 3 с лишним миллиона граждан вдруг выйдут на беговую дорожку и лыжню. То же самое с удовлетворенностью граждан работой общественного транспорта. Предполагалось, что довольны к 2035 году будут 85% населения, при этом жить в шаговой доступности от метро должны 70% горожан. Но тогда довольных не должно быть больше этой цифры... Вот подобные разночтения и надо устранить.

Принципиально важно, что утверждение стратегии совпало с принятием новых сроков генплана, в который были внесены существенные поправки, в том числе по резервированию определенных территорий под социальную сферу и инженерно-транспортную инфраструктуру. В ходе уточнения генплана выяснилось, к примеру, что для второго выхода станции метро «Балтийская» землю надо выкупать у частного лица. И это не единичный случай таких нестыковок. Вот чтобы подобного не происходило, и нужны соответствующие отраслевые схемы развития. Я очень надеюсь, что при формировании нового генплана сроком до 2043 года все это будет учтено.

Еще одно важное событие для развития города произошло за эти 100 дней: Законодательное собрание Петербурга поддержало законопроект городского правительства о единой схеме территориального развития вместе с Ленинградской областью. В ближайшее время такой же документ примет и 47-й регион, что позволит отразить размещение общих инфраструктурных объектов для города и области, развивать совместно транспорт и дорожную сеть, социальную инфраструктуру. Безусловно, такая агломерация привлечет и инвесторов. Это также поможет решить более эффективно так называемую мусорную проблему, форсировать развитие современной переработки отходов.

Одна из тяжелейших проблем Петербурга - это стагнация в развитии метрополитена, к которой добавилась невыплата зарплаты метростроевцам, отчего действующему губернатору пришлось вмешиваться в ситуацию. И теперь выплата зарплаты находится под его личным контролем. Уверен, что это первый шаг к ликвидации проблем в деятельности «Метростроя». Такую задачу Александр Беглов обозначил уже на первом заседании городского правительства под своим председательством, и если ею заниматься системно, да еще с учетом хороших отношений с федеральным центром, то, скорее всего, у петербургского метрополитена есть хорошие шансы для более успешного развития.

На модернизацию транспортной инфраструктуры Петербурга планируется привлечение федеральных средств. Среди мероприятий, заявленных городом к реализации с участием федерального бюджета, - развитие автомобильных дорог и улично-дорожной сети, строительство новых путепроводов, организация внутригородского пассажирского железнодорожного движения и узлового мультимодального транспортно-логистического центра «Бронка». Всего - около двух десятков объектов, имеющих важное значение для создания и развития транспортных коридоров, повышения уровня экономической связанности районов Петербурга.

Динамика городской жизни за эти 100 дней возросла благодаря губернаторским объездам, в ходе которых выявляются проблемы и ставятся задачи по их ликвидации. Во время таких инспекций особое внимание уделяется долгостроям, имеющимся в разных частях города. Прежде была такая практика - просто сдвигались сроки сдачи или объекты передавали другим подрядчикам. Но в итоге проектная документация устаревала, нужно было ее корректировать, проходить заново государственную экспертизу, как правило, все это увеличивало сметную стоимость. Теперь поставлена задача завершить строительство всех проблемных социальных объектов в 2019 году.

Если говорить о первых шагах главы города, то стоит вспомнить и решение о создании в 2019 году тысячи новых мест в детских садах. Вроде немного, но с учетом сдачи дошкольных учреждений-долгостроев это будет уже результат.

Отмечу, что в планах Смольного - улучшение инвестиционного климата в городе, поддержка высокотехнологичной и наукоемкой промышленности, всех форм образования с акцентом на среднеспециальном, усиление мер социальной защиты населения. Думаю, что в 2019 году уровень удовлетворенности жителей работой органов власти будет существенно выше по сравнению с 2018-м. Пока же в рейтинге, составленном финансовым университетом при правительстве РФ, мы по этому показателю на 48-м месте в России.

Александр ХОДАЧЕК, Доктор экономических наук, профессор, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге


Коммуникация выстроена


Сто дней - срок совсем небольшой, чтобы до конца затронуть все сферы, запустить все идеи и сформировать полноценную стратегию развития. Но позитивные перемены уже прослеживаются, пока глава города не разочаровал горожан. Несмотря в том числе и на погодные сюрпризы: это к предыдущему губернатору погода была благосклонна, и первые его зимы обошлись без сугробов, а сейчас мы имеем дело с настоящим снежным испытанием.

Петербургу давно нужен был хороший администратор и рачительный хозяйственник. С моей точки зрения, важно, что действующий губернатор сумел выстроить эффективную коммуникацию с городом. Это то, чего не хватало предыдущему главе города и его управленческому стилю. Был дан четкий посыл - действующий губернатор не намерен с ходу принимать какие-либо решения, а предпочитает сначала досконально изучить документы и проанализировать ситуацию, он открыт для диалога, слышит голос города и горожан. И это дает основание для оптимизма.

Еще один важный политический сигнал городским элитам - это коммуникации главы смольного с президентом. Я не помню таких коротких периодов между приездами главы государства в Петербург. И каждый раз он встречается с Александром Бегловым, в том числе и во время последнего визита накануне Рождества. Это крайне важно. В Петербург уже пришли первые дополнительные средства из федерального бюджета, пусть пока и небольшие. Это немаловажное достижение - то, что действующий губернатор максимально использует свой наработанный авторитет и контакты с федеральными органами власти. В итоге в город вернулась федеральная повестка дня.

Мы увидели и первые экономические подвижки: к приоритетным задачам на своем посту помимо привлечения инвестиций действующий губернатор относит развитие новых отраслей экономики и цифровизации, а также создание высокотехнологичных рабочих мест. Пока Александр Беглов позиционирует себя равноудаленно от всех партий, что, вероятно, правильно с точки зрения проведения губернаторских выборов.

Наступивший 2019 год будет очень непростым для города с политической точки зрения - накладываются одна на другую две избирательные кампании, так как 8 сентября пройдут одновременно губернаторские и муниципальные выборы. Очевидно, что они будут влиять друг на друга, усиливая конкурентную составляющую.

При этом надо понимать, что Петербург не Москва, наши ресурсы значительно скромнее, и поэтому особенно важно концентрировать силы и средства на самых проблемных направлениях. Например, метро. У нас много очень удаленных от станций метрополитена городских территорий, можно полчаса и больше до них добираться на наземном транспорте. А в Москве у 80% населения расстояние от метро составляет не более 15 минут ходьбы. Если метрополитен станет одним из направлений «главного удара», то и в Петербурге можно этого достичь. Другим направлением может стать так называемая серая зона между городом и Ленинградской областью. Если оживить такие депрессивные места инфраструктурой, в том числе социокультурной, то это непременно скажется на настроениях жителей только позитивным образом.

В целом за эти 100 дней мы увидели, что действующий губернатор открыт для общения и конструктивного взаимодействия, охотно общается с горожанами, отказывается от сомнительных проектов и предлагает продуманные новые.

Дмитрий ГАВРА, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ


Болевые точки и центры роста


Эти 100 дней характеризовались несколькими важными для города изменениями. Александр Беглов сразу же активно включился в процесс формирования важнейших для жизни Петербурга документов, определяющих будущее мегаполиса. Я говорю о бюджете (как краткосрочной перспективе для развития), генплане (определяющем будущее города в среднесрочный период) и Стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2035 года. Коррективы в эти документы вносились с точки зрения современного и актуального взгляда на необходимые действия в связи с новыми указами президента, а также с учетом мнения горожан и экономических вызовов, стоящих перед городом. Были определены болевые точки и центры роста - исходя из сбалансированности финансовых потоков бюджета и его социальной направленности.

Понятно, что эти ключевые документы, определяющие будущее Петербурга, достались в наследство от прежнего руководителя Смольного, но в каждый из них были внесены принципиальные изменения, позволяющих городу полноценно развиваться.

Мы видели в течение этих 100 дней, как действующий губернатор оперативно реагировал на конкретные городские проблемы, на чрезвычайные ситуации. Например, на прорывы теплотрасс - Александр Беглов сам лично выезжал на место разрыва труб, ему не нужен для этого отдельный вице-губернатор, так как он сам прекрасно знает, что и как нужно сделать в конкретной ситуации. Очень импонирует, что градоначальник не боится лично присутствовать при разрешении сложных хозяйственных проблем, сам готов решать вопрос на месте. Это говорит о том, что в город вернулся хозяйственник.

Еще один пример - история с обманутыми дольщиками, всплывшая перед Новым годом. Оперативно были приняты решения, которые позволят в течение 2019 года данную проблему сдвинуть с мертвой точки. Уже в ближайшее время жилье должны получить 85% дольщиков, остальные - в краткосрочной перспективе.

Таким образом, все эти 100 дней мы видели мгновенную реакцию, оперативное вмешательство главы города при возникновении негативных ситуаций. И при этом действующий губернатор очень внимателен к мнению горожан. Особенно это заметно, когда речь идет о строительных проблемах, включая недострой. Очевидно, что новому руководителю Смольного близок принцип баланса интересов при планировании развития города, что, надеюсь, отразится впоследствии и при формировании нового генплана до 2043 года. Инвесторы будут приглашаться на заранее согласованные площадки, а не потому, что им где-то захотелось строить без учета мнения горожан.

Кроме того, Петербург вернулся в федеральную повестку дня: так часто, как при Александре Беглове, российский президент в Петербурге не бывал. И он, и другие руководители страны стали обращать гораздо больше внимания на необходимость развития Петербурга. Дмитрий Медведев обещал городу большую сумму на развитие транспортной инфраструктуры, рассматриваются и другие варианты поддержки в рамках федеральных целевых программ. В итоге Петербург может занять достойное место во внимании федеральных властей, что очень важно - в последние годы этого не наблюдалось. Но все изменилось с приходом действующего губернатора с его способностями лоббировать городские интересы на уровне руководства страны.

Что касается формирования губернаторской команды, то Александр Беглов не делал резких движений, зная достаточно хорошо городскую ситуацию и понимая, что можно ожидать от каждого. Исходя из принципа «нет плохих людей, а есть управленцы не на своем месте», он сначала создаст новую, более эффективную управленческую структуру, после чего станет ясно, какие люди с какими компетенциями необходимы. Думаю, мы увидим как старые, так и новые лица. А точечные изменения в наиболее болезненных местах произошли еще до утверждения новой структуры, которая, уверен, совсем скоро появится.

Дмитрий СОЛОННИКОВ, политолог, директор Института современного государственного развития

#город #губернатор #эксперты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6356) от 11.01.2019 под заголовком «100 дней Александра Беглова».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...