Бизнес без барьеров. Как Центробанк стабилизирует рубль
Экономический блок правительства в эти дни работает не покладая рук. И это понятно: риски для экономики страны сегодня существенны. Не все принимаемые меры бесспорны, но сама стратегия на максимальную свободу для бизнеса выглядит единственно возможной.
ФОТО Сергея Мальгавко/ТАСС
Центробанк всю неделю занимался стабилизацией рубля. Глава организации Эльвира Набиуллина даже обратилась с эмоциональным открытым обращением к сотрудникам с призывом забыть о политических спорах и работать изо всех сил в условиях полной мобилизации, поскольку от этой работы зависит очень многое.
Держать рубль приходится не масштабными интервенциями, как раньше, а резким повышением ключевой ставки до 20 %, а также валютными и другими ограничениями. Среди них можно назвать обязательную продажу 80 % валютной выручки экспортерами — причем с крупными компаниями, судя по всему, поговорили дополнительно на предмет «перевыполнения плана».
Есть и меры, которые касаются обычных граждан. Теперь резиденты не могут переводить деньги на собственные счета в иностранных банках, а также совершать переводы без открытия счета иностранным поставщикам услуг. Как объясняется, платить за товары и услуги за границей при этом россияне по‑прежнему могут. Также нельзя вывозить и крупные суммы (более 10 тысяч долларов) наличными. Наконец, была введена огромная (30 %) комиссия при покупке валюты непосредственно на бирже, однако затем ее снизили до 12 %, хотя и это много.
Не работающий целую неделю фондовый рынок — это, по сути, тоже поддержка именно рубля, поскольку ожидается массовая распродажа российских акций иностранцами с дальнейшим выводом валюты. Сколько сейчас стоят наши «голубые фишки», не знает никто, хотя отдельные компании торгуются (а точнее, торговались) на Лондонской бирже. Теперь и эти торги прекращены, поскольку на Западе наши акции продают по любой цене. Скажем, стоившие в конце осени по 20 долларов бумаги Сбербанка отдавали за один цент.
Теперь власти готовятся к тому, чтобы избежать подобного падения акций в России. Законодательно ограничивается продажа ценных бумаг иностранцами, также предполагается выкуп акций государством на триллион рублей за счет средств Фонда национального благосостояния. По сути, у нас намечается частичная национализация экономики. Тем не менее власти не уверены, что этих мер достаточно, и торги на фондовом рынке пока не возобновляются, а с 5 по 8 марта Мосбиржа и вовсе работать не будет. Как изменится ситуация к 9 марта, остается только гадать.
В отдельных секциях, впрочем, торги на Мосбирже проходили со среды по пятницу, а в четверг возобновились и торги на Санкт-Петербургской бирже, где можно торговать, в частности, американскими акциями. На международных рынках, кстати, тоже царит турбулентность: летят вверх цены на многие товары, включая нефть и газ.
Но вернемся к рублю, снижение которого приостановилось к вечеру четверга. Во многом, конечно, из‑за новостей о переговорах между Россией и Украиной, но также свой эффект дали и все перечисленные выше меры. Приближавшийся в четверг днем к отметке 120 доллар вчера в отдельные моменты опускался уже до сотни, а задачей Центробанка, как считают большинство экспертов, будет опустить курс ниже этой психологической отметки. Разумеется, речь идет именно о биржевом курсе — в пунктах обмена спрэды раздуты так, что покупать валюту с инвестиционной целью сейчас бессмысленно.
Зато депозиты во многих коммерческих банках подняты даже выше уровня ключевой ставки, и это неплохая возможность попытаться сберечь деньги наряду с приобретением чего‑либо по старым (или по крайней мере не сильно переписанным) ценам.
Однако эмоциональные покупки на крупные суммы сейчас опасны — в таком состоянии трудно принять правильные решения. Кстати, цены на авто уже взлетели вверх, а будущее рынка недвижимости трудно оценить. С одной стороны, квадратные метры всегда были надежным способом спасти сбережения от инфляции. С другой стороны, в условиях кризиса и дорогой ипотеки платежеспособность населения вызывает вопросы. Власти, конечно, сохранят какие‑то льготные программы (вероятно, под более высокие проценты), но ведь они относятся лишь к новостройкам.
Впрочем, столь аномально высокая ключевая ставка вряд ли сохранится долго, да и ограничения на вывод средств за рубеж должны поддержать рынок недвижимости.
Но сейчас вопрос сохранения сбережений для большинства людей уже решен, а для многих он не стоял изначально ввиду отсутствия этих самых сбережений. Сейчас самое главное, что будет с экономикой в целом. Проблема не только в западных компаниях, но и в российских — из‑за проблем с комплектующими останавливает конвейер даже АвтоВаз.
Пока меры поддержки отдельных отраслей только разрабатываются, за исключением IТ — в отношении этой сферы соответствующие документы Владимир Путин подписал уже 2 марта. Опережающий характер этих мер понятен: именно айтишники больше других склонны к массовому переезду за границу, причем речь не только об отдельных сотрудниках, но и о целых компаниях. Так происходит во всем мире. Для Петербурга этот вопрос особенно важен, поскольку сфера IТ для города стала, по сути, системообразующей, а в условиях неизбежных экспортно-импортных потерь ее роль только вырастет.
В итоге, как мы и предполагали, не все предложения Минцифры были одобрены, но все равно принятый пакет впечатляет. Глава крупнейшего в стране объединения разработчиков программного обеспечения НП «Руссофт» Валентин Макаров основной мерой считает не масштабные налоговые льготы и не стимулирование госзаказа, а практически полное освобождение от госконтроля, особенно валютного, который всегда был серьезным сдерживающим фактором для развития.
И это укладывается в общую стратегию правительства, которое видит главные ресурсы именно в максимальном сокращении административного давления на бизнес и снятии барьеров — то есть именно того, что всегда мешало росту нашей экономики.
Такие примеры есть и в других отраслях. В строительстве, например, готовится упрощение процедуры утверждения документации по планировке территорий и выдаче разрешений на строительство. Для ИП и малого бизнеса снова, как и в начале пандемии, введен мораторий на плановые проверки. Правительство также предлагает ограничить возбуждение дел по налоговым преступлениям. Словом, речь идет о создании более благоприятной деловой среды в стране.
Также вчера в Госдуме приняли закон о четвертом этапе амнистии капиталов. Среди других возможных мер в этом направлении звучат идеи о приостановке обязательной маркировки товаров, а также временное смягчение для сотовых операторов «закона Яровой» с обязательным хранением больших объемов трафика.
Что до простых граждан, то меры поддержки для них разрабатываются чуть медленнее, что вполне оправданно — первые удары принимает на себя именно бизнес. Но соответствующий проект уже внесен в Госдуму, и главной мерой, как предполагается, станут кредитные каникулы. А вот начавшаяся борьба с ростом цен может оказаться популистским шагом. Граждане ее, конечно, приветствуют, вот только на практике регулирование цен нередко приводит к обратному эффекту…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7123) от 05.03.2022 под заголовком «Бизнес без барьеров?».
Комментарии