Зачем Райхельгаузу лошадь

Как уже знают наши читатели, на сцене театра «Балтийский дом» московский режиссер Иосиф Райхельгауз представил публике премьеру - спектакль «Таланты и поклонники».

Зачем Райхельгаузу лошадь | ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

Райхельгауз решил поставить пьесу о людях театра как спектакль в спектакле. О том, как играется пьеса Островского на современных подмостках. Прием не нов, но, пожалуй, впервые за последние годы он акцентируется так настойчиво на всем протяжении постановки. На распахнутой во всю глубину и ширину сцене «Балтийского дома» зрители видят некое схематическое сооружение, на котором красуется криво повешенная вывеска «театр». Вокруг нее снуют люди разных сценических профессий, а актеры будто бы готовятся к репетиции...

Но у одного из сценических порталов с начала до конца спектакля стоит... живая лошадь. Зачем? Об этом зрители узнают в финале.

Публика быстро привыкает к наличию животного и живо откликается на то, что происходит в соответствии с фабулой пьесы вокруг молодой актрисы Негиной (Елена Карпова). Ее таланты к пению, танцам и драматическим интонациям демонстрируются с завидной последовательностью. В музыкально-пластической аранжировке текста классика Райхельгауз остается верен себе (если вспомнить его театральный хит 1990-х - «А чой-то ты во фраке?»). Опереточную легкость спектаклю придает и присутствие на сцене «живого» оркестра, аккомпанирующего музыкальным антре Негиной.

Кажется порою, что еще немного - и спектакль превратится в фарсовый мюзикл, но нет. Постановщик чувствует водевильную грань, которую ему не дает переступить текст Островского, и потому вдруг мелькает в отношениях персонажей тень мотивов из «Бесприданницы» или «Без вины виноватых»... Но следует очередной вставной номер, который и разряжает обстановку.

Окончательно жанрово-форматные качели режиссерского замысла спектакля определяются в начале второго акта. Он представляет собою развернутый эпизод застольной читки пьесы «Таланты и поклонники». По сути, эта сцена - ключ к пониманию того, почему текст Островского режиссер и его актеры воспринимают исключительно как написанный нашим современником. Здесь игра в театр абсолютна. И зал волнами смеха откликается на комментарии постановщика и этюдные решения диалогов актерами. Не стоит забывать, что сам автор определил жанр «Талантов и поклонников» как комедию. Особенно ударными выглядят в таком жанровом контексте блистательно сыгранные Натальей Индейкиной «явления» ее Домны Пантелеевны, которая ничуть не забыла о том, что она обаятельная дама.

Все выстроено таким образом, будто Островский сочинял пьесу о театре сегодня, а не описывал нравы конца ХIХ века. Недаром поклонников таланта Негиной - от Великатова (Анатолий Дубанов) до князя Дулебова (Александр Павельев) - режиссер в буквальном смысле слова усаживает в первый ряд зрительного зала. В нужный момент эти персонажи поднимаются на сцену и вступают в действие. Именно они влияют на окончательный выбор Негиной - служить ли своему таланту или проявлять благосклонность к его поклонникам. А театр остается неким миром, где обитают странные и романтические герои, будь то трагик Ераст Громилов (в бенефисном исполнении Романа Громадского, создающего сценический автопортрет) или восторженный служитель Мельпомены Нароков (Леонид Алимов).

Людям театра не суждено выиграть в борьбе за талант и искренность на сцене. В этом смысле Островский был реалистом, ибо сам прекрасно знал быт и нравы закулисья. И потому он отправляет Негину в Москву вместе с одним из ее поклонников. Обладательница таланта нашла своему дару вполне прагматичное применение. Но этому всячески «сопротивляется» современный режиссер Иосиф Райхельгауз, видимо, он не очень согласен с подобным развитием событий, и потому изобретает финальную мизансцену - саркастический комментарий к развязке.

Именно здесь и «выстреливает» присутствие той самой лошади, появившейся в прологе. Именно ее запрягают в пролетку, на которой отъезжает к арьерсцене Негина, распевая ни много ни мало «Кони привередливые» совсем другого автора... Таков финал спектакля, в котором таланты нашли своих поклонников, режиссер - своего автора, а театр получил постановку, которая у зрителя вызовет не только восторги, но и желание поспорить.

#Балтийский дом #Райхельгауз #Таланты и поклонники

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...