Зачем Райхельгаузу лошадь

Как уже знают наши читатели, на сцене театра «Балтийский дом» московский режиссер Иосиф Райхельгауз представил публике премьеру - спектакль «Таланты и поклонники».

Зачем Райхельгаузу лошадь | ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

Райхельгауз решил поставить пьесу о людях театра как спектакль в спектакле. О том, как играется пьеса Островского на современных подмостках. Прием не нов, но, пожалуй, впервые за последние годы он акцентируется так настойчиво на всем протяжении постановки. На распахнутой во всю глубину и ширину сцене «Балтийского дома» зрители видят некое схематическое сооружение, на котором красуется криво повешенная вывеска «театр». Вокруг нее снуют люди разных сценических профессий, а актеры будто бы готовятся к репетиции...

Но у одного из сценических порталов с начала до конца спектакля стоит... живая лошадь. Зачем? Об этом зрители узнают в финале.

Публика быстро привыкает к наличию животного и живо откликается на то, что происходит в соответствии с фабулой пьесы вокруг молодой актрисы Негиной (Елена Карпова). Ее таланты к пению, танцам и драматическим интонациям демонстрируются с завидной последовательностью. В музыкально-пластической аранжировке текста классика Райхельгауз остается верен себе (если вспомнить его театральный хит 1990-х - «А чой-то ты во фраке?»). Опереточную легкость спектаклю придает и присутствие на сцене «живого» оркестра, аккомпанирующего музыкальным антре Негиной.

Кажется порою, что еще немного - и спектакль превратится в фарсовый мюзикл, но нет. Постановщик чувствует водевильную грань, которую ему не дает переступить текст Островского, и потому вдруг мелькает в отношениях персонажей тень мотивов из «Бесприданницы» или «Без вины виноватых»... Но следует очередной вставной номер, который и разряжает обстановку.

Окончательно жанрово-форматные качели режиссерского замысла спектакля определяются в начале второго акта. Он представляет собою развернутый эпизод застольной читки пьесы «Таланты и поклонники». По сути, эта сцена - ключ к пониманию того, почему текст Островского режиссер и его актеры воспринимают исключительно как написанный нашим современником. Здесь игра в театр абсолютна. И зал волнами смеха откликается на комментарии постановщика и этюдные решения диалогов актерами. Не стоит забывать, что сам автор определил жанр «Талантов и поклонников» как комедию. Особенно ударными выглядят в таком жанровом контексте блистательно сыгранные Натальей Индейкиной «явления» ее Домны Пантелеевны, которая ничуть не забыла о том, что она обаятельная дама.

Все выстроено таким образом, будто Островский сочинял пьесу о театре сегодня, а не описывал нравы конца ХIХ века. Недаром поклонников таланта Негиной - от Великатова (Анатолий Дубанов) до князя Дулебова (Александр Павельев) - режиссер в буквальном смысле слова усаживает в первый ряд зрительного зала. В нужный момент эти персонажи поднимаются на сцену и вступают в действие. Именно они влияют на окончательный выбор Негиной - служить ли своему таланту или проявлять благосклонность к его поклонникам. А театр остается неким миром, где обитают странные и романтические герои, будь то трагик Ераст Громилов (в бенефисном исполнении Романа Громадского, создающего сценический автопортрет) или восторженный служитель Мельпомены Нароков (Леонид Алимов).

Людям театра не суждено выиграть в борьбе за талант и искренность на сцене. В этом смысле Островский был реалистом, ибо сам прекрасно знал быт и нравы закулисья. И потому он отправляет Негину в Москву вместе с одним из ее поклонников. Обладательница таланта нашла своему дару вполне прагматичное применение. Но этому всячески «сопротивляется» современный режиссер Иосиф Райхельгауз, видимо, он не очень согласен с подобным развитием событий, и потому изобретает финальную мизансцену - саркастический комментарий к развязке.

Именно здесь и «выстреливает» присутствие той самой лошади, появившейся в прологе. Именно ее запрягают в пролетку, на которой отъезжает к арьерсцене Негина, распевая ни много ни мало «Кони привередливые» совсем другого автора... Таков финал спектакля, в котором таланты нашли своих поклонников, режиссер - своего автора, а театр получил постановку, которая у зрителя вызовет не только восторги, но и желание поспорить.

#Балтийский дом #Райхельгауз #Таланты и поклонники

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.