Главная городская газета

Зачем Райхельгаузу лошадь

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Зачем Райхельгаузу лошадь | ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

Как уже знают наши читатели, на сцене театра «Балтийский дом» московский режиссер Иосиф Райхельгауз представил публике премьеру - спектакль «Таланты и поклонники».

Райхельгауз решил поставить пьесу о людях театра как спектакль в спектакле. О том, как играется пьеса Островского на современных подмостках. Прием не нов, но, пожалуй, впервые за последние годы он акцентируется так настойчиво на всем протяжении постановки. На распахнутой во всю глубину и ширину сцене «Балтийского дома» зрители видят некое схематическое сооружение, на котором красуется криво повешенная вывеска «театр». Вокруг нее снуют люди разных сценических профессий, а актеры будто бы готовятся к репетиции...

Но у одного из сценических порталов с начала до конца спектакля стоит... живая лошадь. Зачем? Об этом зрители узнают в финале.

Публика быстро привыкает к наличию животного и живо откликается на то, что происходит в соответствии с фабулой пьесы вокруг молодой актрисы Негиной (Елена Карпова). Ее таланты к пению, танцам и драматическим интонациям демонстрируются с завидной последовательностью. В музыкально-пластической аранжировке текста классика Райхельгауз остается верен себе (если вспомнить его театральный хит 1990-х - «А чой-то ты во фраке?»). Опереточную легкость спектаклю придает и присутствие на сцене «живого» оркестра, аккомпанирующего музыкальным антре Негиной.

Кажется порою, что еще немного - и спектакль превратится в фарсовый мюзикл, но нет. Постановщик чувствует водевильную грань, которую ему не дает переступить текст Островского, и потому вдруг мелькает в отношениях персонажей тень мотивов из «Бесприданницы» или «Без вины виноватых»... Но следует очередной вставной номер, который и разряжает обстановку.

Окончательно жанрово-форматные качели режиссерского замысла спектакля определяются в начале второго акта. Он представляет собою развернутый эпизод застольной читки пьесы «Таланты и поклонники». По сути, эта сцена - ключ к пониманию того, почему текст Островского режиссер и его актеры воспринимают исключительно как написанный нашим современником. Здесь игра в театр абсолютна. И зал волнами смеха откликается на комментарии постановщика и этюдные решения диалогов актерами. Не стоит забывать, что сам автор определил жанр «Талантов и поклонников» как комедию. Особенно ударными выглядят в таком жанровом контексте блистательно сыгранные Натальей Индейкиной «явления» ее Домны Пантелеевны, которая ничуть не забыла о том, что она обаятельная дама.

Все выстроено таким образом, будто Островский сочинял пьесу о театре сегодня, а не описывал нравы конца ХIХ века. Недаром поклонников таланта Негиной - от Великатова (Анатолий Дубанов) до князя Дулебова (Александр Павельев) - режиссер в буквальном смысле слова усаживает в первый ряд зрительного зала. В нужный момент эти персонажи поднимаются на сцену и вступают в действие. Именно они влияют на окончательный выбор Негиной - служить ли своему таланту или проявлять благосклонность к его поклонникам. А театр остается неким миром, где обитают странные и романтические герои, будь то трагик Ераст Громилов (в бенефисном исполнении Романа Громадского, создающего сценический автопортрет) или восторженный служитель Мельпомены Нароков (Леонид Алимов).

Людям театра не суждено выиграть в борьбе за талант и искренность на сцене. В этом смысле Островский был реалистом, ибо сам прекрасно знал быт и нравы закулисья. И потому он отправляет Негину в Москву вместе с одним из ее поклонников. Обладательница таланта нашла своему дару вполне прагматичное применение. Но этому всячески «сопротивляется» современный режиссер Иосиф Райхельгауз, видимо, он не очень согласен с подобным развитием событий, и потому изобретает финальную мизансцену - саркастический комментарий к развязке.

Именно здесь и «выстреливает» присутствие той самой лошади, появившейся в прологе. Именно ее запрягают в пролетку, на которой отъезжает к арьерсцене Негина, распевая ни много ни мало «Кони привередливые» совсем другого автора... Таков финал спектакля, в котором таланты нашли своих поклонников, режиссер - своего автора, а театр получил постановку, которая у зрителя вызовет не только восторги, но и желание поспорить.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook