XV Петербургский книжный салон прошел в онлайн-формате

Состоялся XV Петербургcкий книжный салон, проведенный в течение двух дней онлайн. Карантинная тема повлияла на темы «круглых столов», лекций и дискуссий, но не стала главной. В центре внимания участников - будущее книги в эпоху «цифры».

XV Петербургский книжный салон прошел в онлайн-формате | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В своем приветствии Сергей Степашин, президент Российского книжного союза, отметил, что, по статистике, наши граждане в среднем проводят в Интернете два часа в сутки. На чтение книг (на любом носителе) отводят всего 12 минут. 70 процентов продаж книг происходит через традиционные магазины. Сейчас важно сохранить цены на книги и опытные кадры в издательствах.

Зоя Чалова, директор библиотеки имени Маяковского, предложила Книжному союзу содействовать проведению антикризисной закупки для библиотек новых книг (хотя бы в электронном формате) по сниженным ценам.

Будущему книги был посвящен специальный «круглый стол», ставший самым интересным событием первого дня. Татьяна Буцкая, писательница и общественный деятель, отвечая на вопрос о месте книги в будущем, провела аналогию с тем, как, на ее взгляд, будет развиваться школьное образование. А оно разделится на две части: обычное и элитарное. Обычное - это поиск стандартных ответов на стандартные вопросы, это можно успешно делать в Сети, тут ученикам книга не нужна. Элитарное образование останется с книгой в руках.

По словам издателя аудиокниг Михаила Литвакова, на бумажной книге может появиться два QR-кода. Один позволит открыть электронную версию книги, второй - аудиоверсию. Проблема в необходимости нанести уникальные коды на каждый экземпляр, чтобы скачивание можно было провести только один раз во избежание пиратского копирования.

Первый день салона завершала встреча с Григорием Мастридером, книжным блогером. По его мнению, нормально, если человек прочитывает 50 книг в год. Привычку читать можно развивать с одной страницы в день. Потом - несколько минут, например, пока кофеварка готовит напиток. Чем эта машина сложнее и дольше готовит кофе, тем быстрее появится желание постоянно читать. По мнению Григория, аудиокнига - это не про художественную литературу, которая требует медленного чтения. Аудиокниги экономят время для знакомства с литературой «нон-фикшн». Их можно слушать, занимаясь другими делами.

Второй день салона начался с авторского представления книги Галины Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг».

По ее словам, название вызвано строчками из стихотворения Осипа Мандельштама «Европа» (1914): «Впервые за сто лет и на глазах моих / Меняется твоя таинственная карта!». Аналогия состоит в том, что «карта чтения» сильно меняется на наших глазах. Произошла «атомизация чтения»: разные люди читают очень разные книги, которых выходит очень много. Юзефович подчеркивает, что сборник статей примерно о сотне литераторов представляет ее субъективный взгляд.

«Санкт-Петербургские ведомости» - постоянный участник салонов - представили на онлайн-стенде в ТАСС свою книжную продукцию - сборники материалов, опубликованных в газете. Это два тома из краеведческой серии «Наследие. Избранное», двухтомник «Сад-огород», созданный при участии профессионалов и садоводов-любителей, а также первый том подарочного издания «История Российского государства. В публикациях газеты «СПб ведомости». От Рюрика до Романовых». По словам Бориса Грумбкова, генерального директора газеты и руководителя книжного издательского проекта, популярные у читателя серии будут продолжены.

Валентина Орлова, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев, рассказала на своем «стенде» о книгах, которые намечено выпустить в 2020 году вместе с партнерами клуба. Это альбом к 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна, третья книга из серии «Блокада и холокост» Энны Романовской и очередной том собрания сочинений Гете.

Сюрпризом для посетителей салона стало сообщение Михаила Пиотровского: «Осенью 2020 года Эрмитаж вместе с австрийскими коллегами намерен представить в музее программу «Флора». Десять современных модных писателей, среди которых Евгений Водолазкин, Татьяна Толстая, Ольга Седакова, создадут эссе на тему одной из эрмитажных картин. К ним «присоединится» Шекспир с поэмой «Венера и Адонис». По всем текстам музыканты и актеры подготовят и в один день покажут перформансы около выбранных писателями полотен. Цель проекта - создать новую жизнь литературе и новую литературную жизнь живописи. А главное, напомнить нашим зрителям, что музей - это контекст».

#Книжный салон #литература #СМИ #печать

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6695) от 08.06.2020 под заголовком «Буквы в эпоху цифры».


Комментарии