Только на сайте

Выставка одного экспоната

В Государственном музее истории религии 18 октября открылась выставка одного экспоната, которая была приурочена к 200-летнему юбилею со дня рождения И. К. Айвазовского и 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества.

Выставка одного экспоната  | ФОТО pixabay.com

ФОТО pixabay.com

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный художник-маринист, один из наиболее влиятельных и любимых русских живописцев XIX века, чьи работы ещё при жизни экспонировались в Лувре, а в Голландии – родине маринистической живописи – ему было присвоено звание академика. Он писал картины на исторические и мифологические темы, батальные композиции, портреты, иконы. К религиозным сюжетам И. К.Айвазовский обращался неоднократно. Пример тому его работы – «Хаос» («Момент мироздания»), «Всемирный потоп», «Христос на Тивериадском озере» и др.  Несколько работ на тему «Хождения по водам» и «Чуда на Тивериадском озере» находятся музеях Феодосии, где художник жил и работал с 1845 г. Среди феодосийских работ есть близкие по композиции к полотну «Хождение по водам» из собрания ГМИР, известно, что художник неоднократно обращался к этому евангельскому сюжету, в период с 1863 по 1897 гг. 

На картине изображен момент, когда лодка с учениками Христа попала в шторм на Галилейском море (Иоанн 6:16-21, Марк 6:47-51, Матфей 14:22-33). В центре композиции - сияющая фигура Христа. Апостолы в лодке и бегущий по волнам к Иисусу Петр - второстепенные персонажи на этом полотне, зритель практически не видит их лиц. Однако великий маринист акцентирует внимание не только на осмыслении евангельских событий, но и на море, изображая его прекрасной, свободной и непокорной стихией: даже берясь за библейские сюжеты, Айвазовский старался выбирать такие, где морская стихия играет ключевую роль, примером тому могут служить такие работы мастера как: «Сотворение мира», «Всемирный потоп» и др.

Долгое время источник поступления данного произведения в собрание Музея истории религии был неизвестен. Однако исследования по истории коллекций Императорского Православного Палестинского Общества, проведенные в последние годы, позволили предположить, что данная работа на сюжет, восходящий к событиям, описанным в Евангелиях, была выполнена по заказу Палестинского Православного  Общества. По свидетельству отечественного византиниста А.А.Дмитриевского, картина предназначалась для часовни при паломническом приюте Палестинского Общества в Таганроге. В ходе архивных изысканий было установлено, что до 1918 г. картина И.К. Айвазовского находилась в помещении Палестинского Общества в Санкт-Петербурге по адресу Мытнинская ул., дом № 10. С 1922 г. в числе прочего имущества Общества картина состояла на учете  Государственного Музейного фонда. В ходе ряда передач сначала в Академию истории материальной культуры, затем – в Институт востоковедения АН СССР, полотно Айвазовского в 1938 г. попало в Музей истории религии, где и находится до наших дней.

Источник: МИА МИР.

Читайте также по теме ранее: Айвазовский стал испытанием для Русского музея, На глубине, как в преисподней, Я знал и труд, и вдохновенье.

#Айвазовский #Выставка #Музей истории религии

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?