На глубине, как в преисподней

По подсчетам исследователей, в Балтийском море за многие века затонуло более 26 тысяч судов. Фактически - крупнейшая в мире коллекция погибших кораблей! Более пятисот из них изучили специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества. Речь об этом шла на встрече, которую они впервые провели для широкой публики. Состоялась она в пространстве Охта Lab на Якорной улице - филиале библиотеки имени Маяковского.

На глубине, как в преисподней | ФОТО предоставлено Центром подводных исследований Русского географического общества

ФОТО предоставлено Центром подводных исследований Русского географического общества

На Балтике идеальные условия консервации: пресная прохладная вода служит «холодильником» для затонувших объектов. Нет сильных течений, суда не подвергаются механическим повреждениям. Благодаря илу, в котором почти нет кислорода, предметы не разлагаются.

- Мы нашли точное место Гангутской битвы в районе полуострова Ханко - до этого оно было известно достаточно условно, - говорит историк Центра подводных исследований Андрей Лукошков. - Следы того сражения до сих пор на дне.

Естественно, подводным работам предшествуют поиски в архивах, сопоставление старинных и современных карт, выяснение того, как изменялся фарватер, фотосъемка места. Самой первой значительной находкой специалистов центра был торговый корабль «Архангел Рафаил», обнаруженный в 2003-м в ходе поисковых работ вблизи южного входа в пролив Бьеркезунд в Финском заливе на глубине полутора десятков метров. В документах Российского архива Военно-морского флота было довольно точно указано место его гибели, поэтому водолазам не пришлось долго искать.

Катастрофа «Архангела Рафаила» в свое время была окутана тайной. Известно было, что корабль в ноябре 1724 года вышел из Петербурга в Любек и, согласно декларации портовой таможни, перевозил незначительный груз: сало, рогожу, льняную пряжу и полотно. Спустя месяц попал в ледостав, был оставлен экипажем и раздавлен льдами...

Причем дело странное: по одним документам, судно значилось как «Архангел Гавриил», по другим - «Архангел Рафаил». Дело дошло до самого Петра I, он подозревал в случившемся какой-то подвох и поручил расследование начальнику Тайной канцелярии. Однако царь умер, и оно не было доведено до конца.

Завершили его... спустя почти три века специалисты Центра подводных исследований. Они изучили таможенные документы XVIII века и сделали вывод, что нанимателю судна голландскому купцу Герману Мейеру было что скрывать. Корабль, уплатив пошлины за небольшой груз, вышел за линию таможенной границы и сорок дней стоял на якоре близ острова Котлин, принимая незаконные товары с лодок. Проще говоря - контрабанду...

- Когда мы спустились на корабль, обнаружили, что верхняя палуба практически пуста, - рассказал подводный археолог Роман Прохоров. - Дело в том, что, когда он только затонул, к нему, несмотря на сильные морозы, ныряли местные крестьяне-смельчаки, дабы поживиться брошенным имуществом. Мы нашли много камней, обвязанных веревками, - своего рода якорей для подводного погружения...

Что удалось обнаружить археологам? Бочки с зерном и салом, помеченные инициалами владельцев грузов. На судовом камбузе нашли много посуды, на некоторых предметах - клейма 1690-х годов. Среди других находок - шерстяная варежка-рукавичка с дыркой на большом пальце, детали обуви, одежды. Уникальная находка - кафтан, который был спрятан в одной из бочек. Его отреставрировали в Эрмитаже, где он и стал экспонатом.

Четыре сезона специалисты центра изучали военный корабль «Лефорт», затонувший 10 сентября 1857 года на пути из Ревеля в Кронштадт в пяти милях северо-восточнее острова Большой Тютерс. Налетевший сильный шквал повалил корабль на левый бок и опрокинул его. В разбушевавшуюся морскую пучину ушли все, кто был на борту, - более восьмисот человек. Случившееся стало одной из крупнейших морских катастроф до «Титаника»! Трагедия потрясла тогда всю страну. Художник-маринист Иван Айвазовский откликнулся картиной, которая так и называлась: «Гибель корабля «Лефорт».

- Лежащий на глубине около 60 метров, он был найден нами достаточно случайно — при исследовании минных заграждений, - поясняет Роман Прохоров. - Находок оказалось много, в том числе были обнаружены и останки людей...

Как признается сам Прохоров, который огромную часть времени проводит в экспедициях Центра подводных исследований, Балтика стала его судьбой.

- На первый взгляд — романтика, но только внешне. Красивые картинки получаются лишь «на выходе», в жизни все совсем иначе. Когда оказываешься на глубине, чувствуешь себя, как в преисподней. В том числе и потому, что на Балтике очень слабая видимость в толще воды.

Многие корабли опутаны сетями - следы рыбной ловли в промышленных масштабах: когда сети цеплялись за какие-то непонятные подводные объекты, их просто обрезали. Сегодня же эти сети - большая проблема для подводных археологов, потому что выпутываться из них, не имея специального снаряжения, чрезвычайно трудно. Поэтому категорическое правило водолазов - никогда не погружаться в одиночку...

Впрочем, достать с морского дна уникальный артефакт - только половина дела. На воздухе и дневном свету они очень быстро разрушаются. Специальные мастерские занимаются их консервацией и реставрацией. Затем большая часть находок, сделанных Центром подводных исследований, поступает в Музей истории Кронштадта. Там уже создана большая экспозиция, посвященная артефактам с затонувших кораблей. Возникают еще большие перспективы, если появится музей подводной археологии в кронштадтском Петровском доке.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии