Выставка одного экспоната
В Государственном музее истории религии 18 октября открылась выставка одного экспоната, которая была приурочена к 200-летнему юбилею со дня рождения И. К. Айвазовского и 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества.
ФОТО pixabay.com
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный художник-маринист, один из наиболее влиятельных и любимых русских живописцев XIX века, чьи работы ещё при жизни экспонировались в Лувре, а в Голландии – родине маринистической живописи – ему было присвоено звание академика. Он писал картины на исторические и мифологические темы, батальные композиции, портреты, иконы. К религиозным сюжетам И. К.Айвазовский обращался неоднократно. Пример тому его работы – «Хаос» («Момент мироздания»), «Всемирный потоп», «Христос на Тивериадском озере» и др. Несколько работ на тему «Хождения по водам» и «Чуда на Тивериадском озере» находятся музеях Феодосии, где художник жил и работал с 1845 г. Среди феодосийских работ есть близкие по композиции к полотну «Хождение по водам» из собрания ГМИР, известно, что художник неоднократно обращался к этому евангельскому сюжету, в период с 1863 по 1897 гг.
На картине изображен момент, когда лодка с учениками Христа попала в шторм на Галилейском море (Иоанн 6:16-21, Марк 6:47-51, Матфей 14:22-33). В центре композиции - сияющая фигура Христа. Апостолы в лодке и бегущий по волнам к Иисусу Петр - второстепенные персонажи на этом полотне, зритель практически не видит их лиц. Однако великий маринист акцентирует внимание не только на осмыслении евангельских событий, но и на море, изображая его прекрасной, свободной и непокорной стихией: даже берясь за библейские сюжеты, Айвазовский старался выбирать такие, где морская стихия играет ключевую роль, примером тому могут служить такие работы мастера как: «Сотворение мира», «Всемирный потоп» и др.
Долгое время источник поступления данного произведения в собрание Музея истории религии был неизвестен. Однако исследования по истории коллекций Императорского Православного Палестинского Общества, проведенные в последние годы, позволили предположить, что данная работа на сюжет, восходящий к событиям, описанным в Евангелиях, была выполнена по заказу Палестинского Православного Общества. По свидетельству отечественного византиниста А.А.Дмитриевского, картина предназначалась для часовни при паломническом приюте Палестинского Общества в Таганроге. В ходе архивных изысканий было установлено, что до 1918 г. картина И.К. Айвазовского находилась в помещении Палестинского Общества в Санкт-Петербурге по адресу Мытнинская ул., дом № 10. С 1922 г. в числе прочего имущества Общества картина состояла на учете Государственного Музейного фонда. В ходе ряда передач сначала в Академию истории материальной культуры, затем – в Институт востоковедения АН СССР, полотно Айвазовского в 1938 г. попало в Музей истории религии, где и находится до наших дней.
Источник: МИА МИР.
Читайте также по теме ранее: Айвазовский стал испытанием для Русского музея, На глубине, как в преисподней, Я знал и труд, и вдохновенье.
Комментарии