Все па Петипа

Выставка «Петипа. Танцемания», цветовая гамма музыки Римского-Корсакова, костюмы Кардена, созданные для Майи Плисецкой, отреставрированные двойной рояль и механический орган... Музей театрального и музыкального искусства отмечает в этом году 110 лет со дня основания.

Все па Петипа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Директор музея Наталия Метелица рассказала журналистам о самых ярких событиях юбилейного года. Кульминацией торжеств станет выставка «100+10», на которой покажут экспонаты, приобретенные музеем или полученные в дар в последние годы.

В нынешнем году в России будут отмечать 200-летие со дня рождения хореографа Мариуса Петипа, с именем которого неразрывно связан весь императорский балет России.

- Наш музей - один из главных участников юбилейных торжеств в Петербурге, - говорит Наталия Метелица. - Когда-то многое из того, что связано с жизнью и творчеством Петипа, поступило в наше собрание из мастерских Императорских театров. В ноябре, накануне Международного культурного форума, мы откроем большую выставку «Петипа. Танцемания». Название происходит от балета, в котором дебютировал на сцене в качестве танцовщика юный Мариус Петипа. Это международный выставочный проект, в котором участвуют Музей Виктории и Альберта (Великобритания), Национальный центр сценического костюма (Франция), Стокгольмский музей танца (Швеция). Пройдет также международная конференция «Мариус Петипа и балет XX - XXI веков».

Кроме главного здания на площади Островского сегодня в музейный комплекс входят Дом-музей Федора Шаляпина на улице Графтио, Мемориальная квартира Римского-Корсакова на Загородном проспекте, Музей-квартира актеров династии Самойловых на Стремянной, Шереметевский дворец на наб. р. Фонтанки.

- Все наши здания - памятники культуры федерального значения, - говорит Наталия Метелица. - Работать в них сложно, потому что нужно хранить не только коллекции, но и сами здания. Реставрация - одна из главных проблем. Особенных усилий потребовал Шереметевский дворец, переданный в ведение музея в начале 1990-х годов в ужасном состоянии. За прошедшие 25 лет музею удалось многое: отреставрировали парадную анфиладу залов на втором этаже, привели в порядок первый этаж. Сейчас идет реставрация северного флигеля.

В Шереметевском дворце хранится коллекция музыкальных инструментов.

Как рассказала Ирина Ярославцева, заместитель директора музея по развитию, уже разработан проект по созданию музея музыкальных инструментов в Шереметевском дворце:

- Коллекция у нас уникальная, но мы хотим показывать ее на достойном современном уровне. Ждем финансирования.

Хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев поделился с журналистами радостной новостью:

- Мы осуществили нашу заветную мечту - отреставрировали четыре уникальных инструмента. Это двойной рояль, механический орган и два вертикальных фортепиано. Рояль французской работы музей приобрел на рубеже XIX - XX веков. Представьте себе два рояля, помещенные в один четырехугольный корпус. Механический орган с виду напоминает трехметровый шкаф орехового дерева с резьбой. Внутри - деревянные трубы, заводится он с помощью рукоятки. Вертикальные фортепиано были изобретены во второй половине XVIII века. Это как бы рояль, но с крышкой, поставленной «на попа». Помогали экономить место. Одно из наших вертикальных фортепиано - фортепиано-буфет, в нем можно было хранить книги и ноты.

На реставрацию этих шедевров потратили миллион рублей, теперь они в рабочем состоянии. И музей собирается устроить в ближайшее время концерт, а затем записать сыгранные на этих инструментах мелодии на электронные носители.

Еще один интересный проект скоро представят в Музее-квартире Римского-Корсакова - мультимедийный зал, о котором рассказала Ирина Ярославцева:

- Новый проект позволил зазвучать музею русского композитора. Посетитель может выбрать с помощью планшета любое из произведений Римского-Корсакова (здесь собрано 40 гигабайт его музыки) и послушать его. Мало этого - вам предложат освоить основы оркестровки, аранжировки, попробовать себя в роли дирижера. В зале есть дирижерский пульт и электронная палочка. При помощи куратора можно будет «продирижировать» оперой, балетом или симфонией.

Известно, что Римский-Корсаков имел уникальную особенность - он «видел» музыку, каждая тональность окрашивалась в его восприятии в определенные цвета. В новом музейном зале есть необычный орган со стеклянными трубами, которые изобразят вам цветовую палитру, которую видел композитор в том или ином сочиненном им музыкальном фрагменте. Все это не просто красиво, но и познавательно.

Этот год начался для музея с двух выставок, посвященных балету. В главном здании на площади Островского в пятницу открыли выставку «Рудольф Нуреев. Последний визит», на которой можно увидеть фотографии Валентина Барановского, запечатлевшего знаменитого танцовщика во время его приезда в Ленинград в 1989 году. Нуреев приехал после долгой разлуки в город, где учился в Вагановском училище, выступал на сцене Кировского театра, сразу став солистом. Фотограф фиксировал все его передвижения, начиная от прилета в «Пулково», репетиции, а затем выступление в балете «Сильфида». Встречает публику многократно увеличенный фотопортрет танцовщика: скуластое лицо божества балета, а перед ним - груда балетных туфель.

А в Доме-музее Шаляпина можно увидеть выставку Файзуллы Аминова «Графика балета». В графике - математическая точность движений, поз и преодоление гравитации. Все, что делает нас одержимыми «танцеманией».

#Театральный музей #110-летие #экспонаты

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.