Главная городская газета

Все па Петипа

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В «Этажах» пройдет благотворительный этно-фестиваль

С 28 по 29 апреля в лофт-проекте «Этажи» пройдет этнокультурный фестиваль «Этноэтаж». Читать полностью

Выставка Кабаковых: назад в будущее

21 апреля в Главном штабе Эрмитажа открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Читать полностью

В Музее городской скульптуры показали «Ленинград. Оттепель»

По мнению автора «Санкт-Петербургских ведомостей», выставка стала точным и продуманным посвящением искусству 1950 - 1960-х годов. Читать полностью

Петербургские библиотеки встретят «Библионочь» по-японски

Стала известна программа празднования на городских и районных площадках. Читать полностью

В рамках фестиваля «Арлекин» покажут спектакли-чаты и спектакли-комиксы

XV всероссийский фестиваль театрального искусства для детей пройдет в Петербурге c 20 по 28 апреля. Читать полностью

Форум «Общество. Культура. СМИ» стартовал в Петербурге

Представители общественности, чиновники и журналисты собрались обсудить современные культурные тренды в Президентской библиотеке имени Бориса Ельцина.
Читать полностью
Реклама
Все па Петипа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка «Петипа. Танцемания», цветовая гамма музыки Римского-Корсакова, костюмы Кардена, созданные для Майи Плисецкой, отреставрированные двойной рояль и механический орган... Музей театрального и музыкального искусства отмечает в этом году 110 лет со дня основания.

Директор музея Наталия Метелица рассказала журналистам о самых ярких событиях юбилейного года. Кульминацией торжеств станет выставка «100+10», на которой покажут экспонаты, приобретенные музеем или полученные в дар в последние годы.

В нынешнем году в России будут отмечать 200-летие со дня рождения хореографа Мариуса Петипа, с именем которого неразрывно связан весь императорский балет России.

- Наш музей - один из главных участников юбилейных торжеств в Петербурге, - говорит Наталия Метелица. - Когда-то многое из того, что связано с жизнью и творчеством Петипа, поступило в наше собрание из мастерских Императорских театров. В ноябре, накануне Международного культурного форума, мы откроем большую выставку «Петипа. Танцемания». Название происходит от балета, в котором дебютировал на сцене в качестве танцовщика юный Мариус Петипа. Это международный выставочный проект, в котором участвуют Музей Виктории и Альберта (Великобритания), Национальный центр сценического костюма (Франция), Стокгольмский музей танца (Швеция). Пройдет также международная конференция «Мариус Петипа и балет XX - XXI веков».

Кроме главного здания на площади Островского сегодня в музейный комплекс входят Дом-музей Федора Шаляпина на улице Графтио, Мемориальная квартира Римского-Корсакова на Загородном проспекте, Музей-квартира актеров династии Самойловых на Стремянной, Шереметевский дворец на наб. р. Фонтанки.

- Все наши здания - памятники культуры федерального значения, - говорит Наталия Метелица. - Работать в них сложно, потому что нужно хранить не только коллекции, но и сами здания. Реставрация - одна из главных проблем. Особенных усилий потребовал Шереметевский дворец, переданный в ведение музея в начале 1990-х годов в ужасном состоянии. За прошедшие 25 лет музею удалось многое: отреставрировали парадную анфиладу залов на втором этаже, привели в порядок первый этаж. Сейчас идет реставрация северного флигеля.

В Шереметевском дворце хранится коллекция музыкальных инструментов.

Как рассказала Ирина Ярославцева, заместитель директора музея по развитию, уже разработан проект по созданию музея музыкальных инструментов в Шереметевском дворце:

- Коллекция у нас уникальная, но мы хотим показывать ее на достойном современном уровне. Ждем финансирования.

Хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев поделился с журналистами радостной новостью:

- Мы осуществили нашу заветную мечту - отреставрировали четыре уникальных инструмента. Это двойной рояль, механический орган и два вертикальных фортепиано. Рояль французской работы музей приобрел на рубеже XIX - XX веков. Представьте себе два рояля, помещенные в один четырехугольный корпус. Механический орган с виду напоминает трехметровый шкаф орехового дерева с резьбой. Внутри - деревянные трубы, заводится он с помощью рукоятки. Вертикальные фортепиано были изобретены во второй половине XVIII века. Это как бы рояль, но с крышкой, поставленной «на попа». Помогали экономить место. Одно из наших вертикальных фортепиано - фортепиано-буфет, в нем можно было хранить книги и ноты.

На реставрацию этих шедевров потратили миллион рублей, теперь они в рабочем состоянии. И музей собирается устроить в ближайшее время концерт, а затем записать сыгранные на этих инструментах мелодии на электронные носители.

Еще один интересный проект скоро представят в Музее-квартире Римского-Корсакова - мультимедийный зал, о котором рассказала Ирина Ярославцева:

- Новый проект позволил зазвучать музею русского композитора. Посетитель может выбрать с помощью планшета любое из произведений Римского-Корсакова (здесь собрано 40 гигабайт его музыки) и послушать его. Мало этого - вам предложат освоить основы оркестровки, аранжировки, попробовать себя в роли дирижера. В зале есть дирижерский пульт и электронная палочка. При помощи куратора можно будет «продирижировать» оперой, балетом или симфонией.

Известно, что Римский-Корсаков имел уникальную особенность - он «видел» музыку, каждая тональность окрашивалась в его восприятии в определенные цвета. В новом музейном зале есть необычный орган со стеклянными трубами, которые изобразят вам цветовую палитру, которую видел композитор в том или ином сочиненном им музыкальном фрагменте. Все это не просто красиво, но и познавательно.

Этот год начался для музея с двух выставок, посвященных балету. В главном здании на площади Островского в пятницу открыли выставку «Рудольф Нуреев. Последний визит», на которой можно увидеть фотографии Валентина Барановского, запечатлевшего знаменитого танцовщика во время его приезда в Ленинград в 1989 году. Нуреев приехал после долгой разлуки в город, где учился в Вагановском училище, выступал на сцене Кировского театра, сразу став солистом. Фотограф фиксировал все его передвижения, начиная от прилета в «Пулково», репетиции, а затем выступление в балете «Сильфида». Встречает публику многократно увеличенный фотопортрет танцовщика: скуластое лицо божества балета, а перед ним - груда балетных туфель.

А в Доме-музее Шаляпина можно увидеть выставку Файзуллы Аминова «Графика балета». В графике - математическая точность движений, поз и преодоление гравитации. Все, что делает нас одержимыми «танцеманией».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook