Все па Петипа
Выставка «Петипа. Танцемания», цветовая гамма музыки Римского-Корсакова, костюмы Кардена, созданные для Майи Плисецкой, отреставрированные двойной рояль и механический орган... Музей театрального и музыкального искусства отмечает в этом году 110 лет со дня основания.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Директор музея Наталия Метелица рассказала журналистам о самых ярких событиях юбилейного года. Кульминацией торжеств станет выставка «100+10», на которой покажут экспонаты, приобретенные музеем или полученные в дар в последние годы.
В нынешнем году в России будут отмечать 200-летие со дня рождения хореографа Мариуса Петипа, с именем которого неразрывно связан весь императорский балет России.
- Наш музей - один из главных участников юбилейных торжеств в Петербурге, - говорит Наталия Метелица. - Когда-то многое из того, что связано с жизнью и творчеством Петипа, поступило в наше собрание из мастерских Императорских театров. В ноябре, накануне Международного культурного форума, мы откроем большую выставку «Петипа. Танцемания». Название происходит от балета, в котором дебютировал на сцене в качестве танцовщика юный Мариус Петипа. Это международный выставочный проект, в котором участвуют Музей Виктории и Альберта (Великобритания), Национальный центр сценического костюма (Франция), Стокгольмский музей танца (Швеция). Пройдет также международная конференция «Мариус Петипа и балет XX - XXI веков».
Кроме главного здания на площади Островского сегодня в музейный комплекс входят Дом-музей Федора Шаляпина на улице Графтио, Мемориальная квартира Римского-Корсакова на Загородном проспекте, Музей-квартира актеров династии Самойловых на Стремянной, Шереметевский дворец на наб. р. Фонтанки.
- Все наши здания - памятники культуры федерального значения, - говорит Наталия Метелица. - Работать в них сложно, потому что нужно хранить не только коллекции, но и сами здания. Реставрация - одна из главных проблем. Особенных усилий потребовал Шереметевский дворец, переданный в ведение музея в начале 1990-х годов в ужасном состоянии. За прошедшие 25 лет музею удалось многое: отреставрировали парадную анфиладу залов на втором этаже, привели в порядок первый этаж. Сейчас идет реставрация северного флигеля.
В Шереметевском дворце хранится коллекция музыкальных инструментов.
Как рассказала Ирина Ярославцева, заместитель директора музея по развитию, уже разработан проект по созданию музея музыкальных инструментов в Шереметевском дворце:
- Коллекция у нас уникальная, но мы хотим показывать ее на достойном современном уровне. Ждем финансирования.
Хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев поделился с журналистами радостной новостью:
- Мы осуществили нашу заветную мечту - отреставрировали четыре уникальных инструмента. Это двойной рояль, механический орган и два вертикальных фортепиано. Рояль французской работы музей приобрел на рубеже XIX - XX веков. Представьте себе два рояля, помещенные в один четырехугольный корпус. Механический орган с виду напоминает трехметровый шкаф орехового дерева с резьбой. Внутри - деревянные трубы, заводится он с помощью рукоятки. Вертикальные фортепиано были изобретены во второй половине XVIII века. Это как бы рояль, но с крышкой, поставленной «на попа». Помогали экономить место. Одно из наших вертикальных фортепиано - фортепиано-буфет, в нем можно было хранить книги и ноты.
На реставрацию этих шедевров потратили миллион рублей, теперь они в рабочем состоянии. И музей собирается устроить в ближайшее время концерт, а затем записать сыгранные на этих инструментах мелодии на электронные носители.
Еще один интересный проект скоро представят в Музее-квартире Римского-Корсакова - мультимедийный зал, о котором рассказала Ирина Ярославцева:
- Новый проект позволил зазвучать музею русского композитора. Посетитель может выбрать с помощью планшета любое из произведений Римского-Корсакова (здесь собрано 40 гигабайт его музыки) и послушать его. Мало этого - вам предложат освоить основы оркестровки, аранжировки, попробовать себя в роли дирижера. В зале есть дирижерский пульт и электронная палочка. При помощи куратора можно будет «продирижировать» оперой, балетом или симфонией.
Известно, что Римский-Корсаков имел уникальную особенность - он «видел» музыку, каждая тональность окрашивалась в его восприятии в определенные цвета. В новом музейном зале есть необычный орган со стеклянными трубами, которые изобразят вам цветовую палитру, которую видел композитор в том или ином сочиненном им музыкальном фрагменте. Все это не просто красиво, но и познавательно.
Этот год начался для музея с двух выставок, посвященных балету. В главном здании на площади Островского в пятницу открыли выставку «Рудольф Нуреев. Последний визит», на которой можно увидеть фотографии Валентина Барановского, запечатлевшего знаменитого танцовщика во время его приезда в Ленинград в 1989 году. Нуреев приехал после долгой разлуки в город, где учился в Вагановском училище, выступал на сцене Кировского театра, сразу став солистом. Фотограф фиксировал все его передвижения, начиная от прилета в «Пулково», репетиции, а затем выступление в балете «Сильфида». Встречает публику многократно увеличенный фотопортрет танцовщика: скуластое лицо божества балета, а перед ним - груда балетных туфель.
А в Доме-музее Шаляпина можно увидеть выставку Файзуллы Аминова «Графика балета». В графике - математическая точность движений, поз и преодоление гравитации. Все, что делает нас одержимыми «танцеманией».
Материалы рубрики
В разделе «Шиизм» экспозиции «Ислам» Музея истории религии прошла частичная реэкспозиция
Коллекция ГМЗ «Гатчина» пополнилась 18 новыми экспонатами
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии