Война на сцене Эрмитажного театра: состоялась премьера балета на музыку Олега Каравайчука

По инициативе фонда поддержки культурных проектов и сохранения творческого наследия Олега Каравайчука, на сцене Эрмитажного театра состоялся показ одноактных балетов на его музыку в постановке израильского хореографа Роя Ассафа.

Война на сцене Эрмитажного театра: состоялась премьера балета на музыку Олега Каравайчука | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

Олег Каравайчук, талантливейший музыкант с чутким и поэтичным мироощущением, ушел от нас несколько лет назад, но продолжает жить в своих произведениях. Каравайчук работал в широчайшем стилевом диапазоне и глубоко погружался в мир музыки, где его собеседниками нередко становились Моцарт, Бах, Вагнер, Шуберт... Такой импровизированный диалог он вел и с Чайковским. Интерпретация основных музыкальных мотивов балета «Лебединое озеро», в частности из белой картины первого акта и черного pas de deux из второго действия, легла в основу развернутого танцевального номера «Небелое адажио», которым и открылся вечер.

Новое хореографическое прочтение с использованием прямых пластических цитат из оригинальной постановки предложили сами исполнители: Ирина Перрен и Марат Шемиунов. В рамках небольшого по длительности танцевального номера получилось единое инструментально-хореографическое повествование не о взаимоотношениях персонажей и перипетиях сюжета всем известного балета, а, скорее, о неспокойной, мятущейся душе героини. Представленная на сцене Одиллия (черный лебедь), по обыкновению считываемая как символ обольщения, страсти и желания, стала иной через музыкальную трансформацию Каравайчука, его понимание музыки Чайковского. В хореографии героини активно проявлялся противоположный образ - белого лебедя, Одетты. За маской узнаваемых резких и порывистых движений Одиллия вдруг являлась хрупкой и ранимой. Зрители получили возможность «расслышать» душу черного лебедя, далеко не такую однозначную и коварную, как в каноническом сюжете.

Единственными декорационными элементами стали широкая белая полоса линолеума, протянутая горизонтально вдоль сцены, и разноцветное световое сопровождение. Не выходя за края полосы, исполняли адажио черный лебедь и «композитор», одетый в красный костюм. Представленные уже в первом номере визуальные акценты - белый линолеум, световая партитура и красный цвет костюма - стали путеводной нитью всего вечера.

Вторым номером программы шел балет-перформанс Girl. Современный представитель независимой волны хореографов Рой Ассаф принадлежит к числу тех, кто работает преимущественно с бессюжетными балетами. В спектаклях таких балетмейстеров хореографическую мысль, как правило, нельзя точно объяснить словами. Многие работы хореографов, в частности и Роя Ассафа, поднимают межличностные и остросоциальные темы.

В Girl такая тема - феминизм, а конкретнее восприятие женщины исключительно как эротического объекта. Единственная солистка (Ольга Семенова), облаченная в красный купальник, через пластику и под аккомпанемент своего голоса представляет собирательный образ девушки времен бурлеска, поп-эстрады второй половины века и других, с очевидной демонстрацией женской сексуальности и гендерных стереотипов. Через иронию, пародийность и откровенность хореограф поднимает вопросы наших дней, но не отвечает на них, предоставляя такую возможность зрителям.

Одноактный балет «Гамма» поставлен Ассафом к 90-летию со дня рождения Олега Каравайчука. Зрители неотрывно следили за динамично развивающейся историей взаимоотношений трех мужчин, по всей видимости, солдат, в блистательном исполнении артистов Михайловского театра Марата Шемиунова, Андрея Касьяненко и Сергея Стрелкова. В балете, эмоционально сильном и технически трудном, движения танцовщиков давали цепь намеков, объединенных темой войны, пронизывающей сферы творческой жизни многих израильских хореографов.

В завершающем отделении вечера Ирина Перрен и Марат Шемиунов исполнили эмоционально откровенный балет «Шесть лет спустя» в постановке Ассафа на музыку Бетховена, Генделя и шотландской группы Marmelade. Кажется, что в этой хорео-романтической драме в миниатюре исполнителям удалось выразить самую сущность любви.

Повтор программы состоится 27 мая в атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.

Читайте также о том, что Мариинка предлагает разные абонементы на фестиваль «Звезды белых ночей».

#Эрмитажный театр #балет #Каравайчук

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Новый балет в Эрмитажном театре».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?