Война на сцене Эрмитажного театра: состоялась премьера балета на музыку Олега Каравайчука

По инициативе фонда поддержки культурных проектов и сохранения творческого наследия Олега Каравайчука, на сцене Эрмитажного театра состоялся показ одноактных балетов на его музыку в постановке израильского хореографа Роя Ассафа.

Война на сцене Эрмитажного театра: состоялась премьера балета на музыку Олега Каравайчука | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

Олег Каравайчук, талантливейший музыкант с чутким и поэтичным мироощущением, ушел от нас несколько лет назад, но продолжает жить в своих произведениях. Каравайчук работал в широчайшем стилевом диапазоне и глубоко погружался в мир музыки, где его собеседниками нередко становились Моцарт, Бах, Вагнер, Шуберт... Такой импровизированный диалог он вел и с Чайковским. Интерпретация основных музыкальных мотивов балета «Лебединое озеро», в частности из белой картины первого акта и черного pas de deux из второго действия, легла в основу развернутого танцевального номера «Небелое адажио», которым и открылся вечер.

Новое хореографическое прочтение с использованием прямых пластических цитат из оригинальной постановки предложили сами исполнители: Ирина Перрен и Марат Шемиунов. В рамках небольшого по длительности танцевального номера получилось единое инструментально-хореографическое повествование не о взаимоотношениях персонажей и перипетиях сюжета всем известного балета, а, скорее, о неспокойной, мятущейся душе героини. Представленная на сцене Одиллия (черный лебедь), по обыкновению считываемая как символ обольщения, страсти и желания, стала иной через музыкальную трансформацию Каравайчука, его понимание музыки Чайковского. В хореографии героини активно проявлялся противоположный образ - белого лебедя, Одетты. За маской узнаваемых резких и порывистых движений Одиллия вдруг являлась хрупкой и ранимой. Зрители получили возможность «расслышать» душу черного лебедя, далеко не такую однозначную и коварную, как в каноническом сюжете.

Единственными декорационными элементами стали широкая белая полоса линолеума, протянутая горизонтально вдоль сцены, и разноцветное световое сопровождение. Не выходя за края полосы, исполняли адажио черный лебедь и «композитор», одетый в красный костюм. Представленные уже в первом номере визуальные акценты - белый линолеум, световая партитура и красный цвет костюма - стали путеводной нитью всего вечера.

Вторым номером программы шел балет-перформанс Girl. Современный представитель независимой волны хореографов Рой Ассаф принадлежит к числу тех, кто работает преимущественно с бессюжетными балетами. В спектаклях таких балетмейстеров хореографическую мысль, как правило, нельзя точно объяснить словами. Многие работы хореографов, в частности и Роя Ассафа, поднимают межличностные и остросоциальные темы.

В Girl такая тема - феминизм, а конкретнее восприятие женщины исключительно как эротического объекта. Единственная солистка (Ольга Семенова), облаченная в красный купальник, через пластику и под аккомпанемент своего голоса представляет собирательный образ девушки времен бурлеска, поп-эстрады второй половины века и других, с очевидной демонстрацией женской сексуальности и гендерных стереотипов. Через иронию, пародийность и откровенность хореограф поднимает вопросы наших дней, но не отвечает на них, предоставляя такую возможность зрителям.

Одноактный балет «Гамма» поставлен Ассафом к 90-летию со дня рождения Олега Каравайчука. Зрители неотрывно следили за динамично развивающейся историей взаимоотношений трех мужчин, по всей видимости, солдат, в блистательном исполнении артистов Михайловского театра Марата Шемиунова, Андрея Касьяненко и Сергея Стрелкова. В балете, эмоционально сильном и технически трудном, движения танцовщиков давали цепь намеков, объединенных темой войны, пронизывающей сферы творческой жизни многих израильских хореографов.

В завершающем отделении вечера Ирина Перрен и Марат Шемиунов исполнили эмоционально откровенный балет «Шесть лет спустя» в постановке Ассафа на музыку Бетховена, Генделя и шотландской группы Marmelade. Кажется, что в этой хорео-романтической драме в миниатюре исполнителям удалось выразить самую сущность любви.

Повтор программы состоится 27 мая в атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.

Читайте также о том, что Мариинка предлагает разные абонементы на фестиваль «Звезды белых ночей».

#Эрмитажный театр #балет #Каравайчук

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Новый балет в Эрмитажном театре».


Комментарии