Война на сцене Эрмитажного театра: состоялась премьера балета на музыку Олега Каравайчука

По инициативе фонда поддержки культурных проектов и сохранения творческого наследия Олега Каравайчука, на сцене Эрмитажного театра состоялся показ одноактных балетов на его музыку в постановке израильского хореографа Роя Ассафа.

Война на сцене Эрмитажного театра: состоялась премьера балета на музыку Олега Каравайчука | ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

ФОТО Станислава ЛЕВШИНА

Олег Каравайчук, талантливейший музыкант с чутким и поэтичным мироощущением, ушел от нас несколько лет назад, но продолжает жить в своих произведениях. Каравайчук работал в широчайшем стилевом диапазоне и глубоко погружался в мир музыки, где его собеседниками нередко становились Моцарт, Бах, Вагнер, Шуберт... Такой импровизированный диалог он вел и с Чайковским. Интерпретация основных музыкальных мотивов балета «Лебединое озеро», в частности из белой картины первого акта и черного pas de deux из второго действия, легла в основу развернутого танцевального номера «Небелое адажио», которым и открылся вечер.

Новое хореографическое прочтение с использованием прямых пластических цитат из оригинальной постановки предложили сами исполнители: Ирина Перрен и Марат Шемиунов. В рамках небольшого по длительности танцевального номера получилось единое инструментально-хореографическое повествование не о взаимоотношениях персонажей и перипетиях сюжета всем известного балета, а, скорее, о неспокойной, мятущейся душе героини. Представленная на сцене Одиллия (черный лебедь), по обыкновению считываемая как символ обольщения, страсти и желания, стала иной через музыкальную трансформацию Каравайчука, его понимание музыки Чайковского. В хореографии героини активно проявлялся противоположный образ - белого лебедя, Одетты. За маской узнаваемых резких и порывистых движений Одиллия вдруг являлась хрупкой и ранимой. Зрители получили возможность «расслышать» душу черного лебедя, далеко не такую однозначную и коварную, как в каноническом сюжете.

Единственными декорационными элементами стали широкая белая полоса линолеума, протянутая горизонтально вдоль сцены, и разноцветное световое сопровождение. Не выходя за края полосы, исполняли адажио черный лебедь и «композитор», одетый в красный костюм. Представленные уже в первом номере визуальные акценты - белый линолеум, световая партитура и красный цвет костюма - стали путеводной нитью всего вечера.

Вторым номером программы шел балет-перформанс Girl. Современный представитель независимой волны хореографов Рой Ассаф принадлежит к числу тех, кто работает преимущественно с бессюжетными балетами. В спектаклях таких балетмейстеров хореографическую мысль, как правило, нельзя точно объяснить словами. Многие работы хореографов, в частности и Роя Ассафа, поднимают межличностные и остросоциальные темы.

В Girl такая тема - феминизм, а конкретнее восприятие женщины исключительно как эротического объекта. Единственная солистка (Ольга Семенова), облаченная в красный купальник, через пластику и под аккомпанемент своего голоса представляет собирательный образ девушки времен бурлеска, поп-эстрады второй половины века и других, с очевидной демонстрацией женской сексуальности и гендерных стереотипов. Через иронию, пародийность и откровенность хореограф поднимает вопросы наших дней, но не отвечает на них, предоставляя такую возможность зрителям.

Одноактный балет «Гамма» поставлен Ассафом к 90-летию со дня рождения Олега Каравайчука. Зрители неотрывно следили за динамично развивающейся историей взаимоотношений трех мужчин, по всей видимости, солдат, в блистательном исполнении артистов Михайловского театра Марата Шемиунова, Андрея Касьяненко и Сергея Стрелкова. В балете, эмоционально сильном и технически трудном, движения танцовщиков давали цепь намеков, объединенных темой войны, пронизывающей сферы творческой жизни многих израильских хореографов.

В завершающем отделении вечера Ирина Перрен и Марат Шемиунов исполнили эмоционально откровенный балет «Шесть лет спустя» в постановке Ассафа на музыку Бетховена, Генделя и шотландской группы Marmelade. Кажется, что в этой хорео-романтической драме в миниатюре исполнителям удалось выразить самую сущность любви.

Повтор программы состоится 27 мая в атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.

Читайте также о том, что Мариинка предлагает разные абонементы на фестиваль «Звезды белых ночей».

#Эрмитажный театр #балет #Каравайчук

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Новый балет в Эрмитажном театре».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...