В шоу истины не ищут
Как уже знают наши читатели, всю прошлую неделю БДТ им. Г. А. Товстоногова принимал у себя театральную компанию режиссера Даниэле Финци Паски. Гастролеры привезли в Петербург спектакль La Verita («Истина»), навеянный творчеством Сальвадора Дали.

Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com
Некий фонд купил занавес, созданный Дали в 1940-е годы для балета «Безумный Тристан» Вагнера в «Метрополитен-опера», и обратился к Даниэле Финци Паске с предложением использовать занавес в новой постановке. За пять лет существования шоу La Verita было показано в 56 городах мира, но, как заметил режиссер, до сих пор совершенствуется. А у совершенства нет пределов и ограничений - на афишах значилось 0+. В зале детей было немного, зато многие взрослые становились детьми с первых аккордов спектакля.
Сюжеты из жизни гениев часто становятся содержанием произведений искусства разных жанров. Биографии исторических личностей, написанные модными писателями и критиками, получают литературные премии. Фильмы о художниках награждаются призами международных фестивалей, а в центре событий голливудских блокбастеров нередко оказывается интрига вокруг какого-нибудь шедевра. Вот и Виктор Пелевин в своем новом романе исследует заговор арт-дилеров с искусствоведами. На этот заговор ведутся коллекционеры и отдают большие деньги за все, что тусовка избранных назвала искусством. Скажи мне, сколько это стоит, и я скажу, хороший ли ты художник... Такой вопрос нынче задают авторам, прежде чем принять их в будущее или выгнать с позором. Сегодня в искусстве вопрос истины практически неразрешим.
Спектакль Даниэле Финци Паски не пытается на него ответить. Он просто языком театра, цирка и танца рассказывает о творчестве Сальвадора Дали. Кем был Дали - гением или чудаком? - спрашивает у зрителя режиссер. А зрители, похоже, не вполне понимают, кто же сам Финци Паска, гений или чудак?
Впрочем, это неважно. Главное - он сумел выполнить задание и вдохнуть новую жизнь в занавес. Три года в спектакле использовался непосредственно занавес, расписанный Дали, сейчас зрителям предъявляют его сертифицированную копию. Этот сюрреалистический атрибут театра, по мнению владельцев, должен и сейчас выполнять свою функцию, а именно: быть частью представления и привлекать внимание публики. Театр существует здесь и сейчас. Этот его закон до сих пор никому не удалось отменить, как ни старались адепты постдраматического театра. В эпоху, когда спектакли вышли на улицу, артисты покинули подмостки, а зрители стали персонажами, занавес особенно кажется пережитком прошлого. Но швейцарский режиссер Финци Паска владеет секретом вечной молодости театрального искусства. Он создает актуальный театр, настаивая, что актуальными всегда будут любовь и нежность, доброта и сострадание.
В каждом его спектакле сквозит грусть, спрятанная за мишурой и виртуозными трюками. После вступительного слова уже стало грустно: публике сообщили, что все средства, полученные от продажи билетов, будут направлены в фонд помощи артистам, которые стали дряхлыми. Но зазвучала музыка, и на сцену вышли молодые танцовщики, акробаты и музыканты. В компании Финци Паски работают совсем разные люди: красивые и нелепые, ловкие и смешные, мужчины в балетных пачках и женщины в рваных колготках. В этом театре, кажется, нет никаких правил. Актеры умеют все - даже летать. Впечатляют не трюки - это же не Цирк Дю Солей, для которого Финци Паска ставил лучшие шоу, - но искренность и какая-то детская наивность: артисты самоотверженно играют в любовь друг с другом и флиртуют с залом. «Весело» и «грустно» распределено поровну. «Горе, страх, боль - из этого невозможно сделать шоу», - говорил один из участников действа, предлагая зрителям разгадать аллегорию, изображенную на занавесе.
Этот занавес действительно стал главным персонажем рассказанной режиссером истории. Он опускался после каждой сценки, отсылающей, как правило, к образам с картин Сальвадора Дали (были и головы носорогов, и клешни лобстеров). Диалоги о том, что хотел сказать художник, были презабавными. Герои гадали, кто из двух существ, изображенных автором, Тристан, а кто - Изольда. Просили обратить внимание на сморщенные руки и на то, что кадыки есть у обоих персонажей. Шутили над безумием и фобиями, даже над любовью смеялись, которая есть нечто вроде болезни, быстро переходящей в хроническую стадию. Иногда в разговоре проскальзывали фразы на русском. «По-моему, ты немного параноик», - сказала одна мадам на русском почти без акцента. А другая на своем родном, итальянском, спросила, правда ли, что костюмы для балета создала Коко Шанель, но их не успели доставить к премьере и потому Дали все придумал сам? Мы так и не узнали, какова в этой женской выдумке доля истины. А почему вообще здесь должна быть истина? Сюрреализм - это фантазия, полет воображения, тайны подсознания, визуализация комплексов... да мало ли что еще. Все, что угодно, кроме истины.
И только художник способен сделать фантазию реальностью и уверенно заявить: это истина!
Материалы рубрики
Четверо в променуаре. Чем интересна выставка «Метаморфозы» в БДТ
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии