В шоу истины не ищут

Как уже знают наши читатели, всю прошлую неделю БДТ им. Г. А. Товстоногова принимал у себя театральную компанию режиссера Даниэле Финци Паски. Гастролеры привезли в Петербург спектакль La Verita («Истина»), навеянный творчеством Сальвадора Дали.

В шоу истины не ищут | Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Некий фонд купил занавес, созданный Дали в 1940-е годы для балета «Безумный Тристан» Вагнера в «Метрополитен-опера», и обратился к Даниэле Финци Паске с предложением использовать занавес в новой постановке. За пять лет существования шоу La Verita было показано в 56 городах мира, но, как заметил режиссер, до сих пор совершенствуется. А у совершенства нет пределов и ограничений - на афишах значилось 0+. В зале детей было немного, зато многие взрослые становились детьми с первых аккордов спектакля.

Сюжеты из жизни гениев часто становятся содержанием произведений искусства разных жанров. Биографии исторических личностей, написанные модными писателями и критиками, получают литературные премии. Фильмы о художниках награждаются призами международных фестивалей, а в центре событий голливудских блокбастеров нередко оказывается интрига вокруг какого-нибудь шедевра. Вот и Виктор Пелевин в своем новом романе исследует заговор арт-дилеров с искусствоведами. На этот заговор ведутся коллекционеры и отдают большие деньги за все, что тусовка избранных назвала искусством. Скажи мне, сколько это стоит, и я скажу, хороший ли ты художник... Такой вопрос нынче задают авторам, прежде чем принять их в будущее или выгнать с позором. Сегодня в искусстве вопрос истины практически неразрешим.

Спектакль Даниэле Финци Паски не пытается на него ответить. Он просто языком театра, цирка и танца рассказывает о творчестве Сальвадора Дали. Кем был Дали - гением или чудаком? - спрашивает у зрителя режиссер. А зрители, похоже, не вполне понимают, кто же сам Финци Паска, гений или чудак?

Впрочем, это неважно. Главное - он сумел выполнить задание и вдохнуть новую жизнь в занавес. Три года в спектакле использовался непосредственно занавес, расписанный Дали, сейчас зрителям предъявляют его сертифицированную копию. Этот сюрреалистический атрибут театра, по мнению владельцев, должен и сейчас выполнять свою функцию, а именно: быть частью представления и привлекать внимание публики. Театр существует здесь и сейчас. Этот его закон до сих пор никому не удалось отменить, как ни старались адепты постдраматического театра. В эпоху, когда спектакли вышли на улицу, артисты покинули подмостки, а зрители стали персонажами, занавес особенно кажется пережитком прошлого. Но швейцарский режиссер Финци Паска владеет секретом вечной молодости театрального искусства. Он создает актуальный театр, настаивая, что актуальными всегда будут любовь и нежность, доброта и сострадание.

В каждом его спектакле сквозит грусть, спрятанная за мишурой и виртуозными трюками. После вступительного слова уже стало грустно: публике сообщили, что все средства, полученные от продажи билетов, будут направлены в фонд помощи артистам, которые стали дряхлыми. Но зазвучала музыка, и на сцену вышли молодые танцовщики, акробаты и музыканты. В компании Финци Паски работают совсем разные люди: красивые и нелепые, ловкие и смешные, мужчины в балетных пачках и женщины в рваных колготках. В этом театре, кажется, нет никаких правил. Актеры умеют все - даже летать. Впечатляют не трюки - это же не Цирк Дю Солей, для которого Финци Паска ставил лучшие шоу, - но искренность и какая-то детская наивность: артисты самоотверженно играют в любовь друг с другом и флиртуют с залом. «Весело» и «грустно» распределено поровну. «Горе, страх, боль - из этого невозможно сделать шоу», - говорил один из участников действа, предлагая зрителям разгадать аллегорию, изображенную на занавесе.

Этот занавес действительно стал главным персонажем рассказанной режиссером истории. Он опускался после каждой сценки, отсылающей, как правило, к образам с картин Сальвадора Дали (были и головы носорогов, и клешни лобстеров). Диалоги о том, что хотел сказать художник, были презабавными. Герои гадали, кто из двух существ, изображенных автором, Тристан, а кто - Изольда. Просили обратить внимание на сморщенные руки и на то, что кадыки есть у обоих персонажей. Шутили над безумием и фобиями, даже над любовью смеялись, которая есть нечто вроде болезни, быстро переходящей в хроническую стадию. Иногда в разговоре проскальзывали фразы на русском. «По-моему, ты немного параноик», - сказала одна мадам на русском почти без акцента. А другая на своем родном, итальянском, спросила, правда ли, что костюмы для балета создала Коко Шанель, но их не успели доставить к премьере и потому Дали все придумал сам? Мы так и не узнали, какова в этой женской выдумке доля истины. А почему вообще здесь должна быть истина? Сюрреализм - это фантазия, полет воображения, тайны подсознания, визуализация комплексов... да мало ли что еще. Все, что угодно, кроме истины.

И только художник способен сделать фантазию реальностью и уверенно заявить: это истина!

#БДТ #Даниэле Финци Паска #La Verita

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.