Чистые танцы на дороге. Прима-балерина лондонского Королевского балета выступила в БДТ

В Петербурге на Главной сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова прима-балерина лондонского Королевского балета Наталья Осипова представила проект «Чистый танец».

Чистые танцы на дороге. Прима-балерина лондонского Королевского балета выступила в БДТ | ФОТО Евгения ПРОНИНА предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Евгения ПРОНИНА предоставлено пресс-службой фестиваля

Российская премьера проекта состоялась в рамках Х международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.». Как уже знают читатели, фестиваль в этом году отпраздновал юбилей, совпавший со 110-летием дягилевских Ballets Russes. Его интереснейшая программа включала и неоклассику, и радикальное переосмысление спектаклей легендарной антрепризы, и междисциплинарные работы, созданные на пограничье различных жанров и видов искусства, и постановки, косвенно связанные с деятельностью великого импресарио.

Программа «Чистый танец» впервые была показана в театре «Сэдлерс-Уэллс» в сентябре 2018 года. По сути это бенефис Натальи Осиповой, выигрышно демонстрирующий разные грани ее таланта. «Мне хотелось погрузиться в разные эмоции, играть, импровизировать. Данная программа - это то, что интересно мне. Можно сказать, это я...» - призналась балерина во время public talk.

Осипова - уникальное явление мировой балетной сцены. Под занавес 2011 года и к величайшему недоумению балетной общественности она сменила Большой театр на Михайловский. В следующем году стала приглашенной артисткой, а вскоре - прима-балериной лондонского Королевского балета. Кроме того, Осипова гастролирует по всему миру, часто выступает в балетных труппах Баварской государственной оперы, «Ла Скала», «Метрополитен-оперы», Пермского театра оперы и балета. Ее неуемной творческой натуре всегда тесно в репертуарных рамках танцевального коллектива. Поэтому балерина неоднократно становилась инициатором хореографических проектов и премьер, специально созданных для нее именитыми хореографами. «Чистый танец» - очередной шаг в освоении новых танцевальных форм.

В программе вечера - семь небольших танцевальных композиций, в шести из которых танцует сама Осипова. Танец балерины - яркий, насыщенный, необузданный - превращал все номера программы в лично прожитые истории, лирико-драматические импрессии о любви.

Вечер открывал неоклассический дуэт из балета «Листья увядают», поставленного в 1975 году Энтони Тюдором в Американском театре балета. Элегические вальсовые интонации и поэтическую недосказанность хореографического текста Наталье Осиповой удалось наполнить конкретными жизненными переживаниями и обжигающей чувственностью, что несколько противоречило сдержанному балетмейстерскому стилю английского мастера. Партнером артистки стал знаменитый американский танцовщик Дэвид Холберг, исполнивший также блистательное соло «В отсутствии» на музыку Чаконы Иоганна Себастьяна Баха в постановке малоизвестного в России датского хореографа Кима Брандструпа.

Джейсон Киттельбергер, еще один партнер балерины (как на сцене, так и в жизни), продемонстрировал не только свои незаурядные артистические данные, но и несомненный сочинительский дар. Его дуэт «Оставленные позади» на музыку «Элегии» Сергея Рахманинова впечатляет технической сложностью и обезоруживающей эмоциональной открытостью исполнителей. Динамичность танца, яркая телесность и энергичный напор сочетаются здесь с лаконичностью постановочных приемов. Дверь, с которой взаимодействуют танцовщики, становится знаком перехода, границы, невозможности оставить переживания прошлого за ее порогом.

Искренностью, граничащей с исповедальностью, был наполнен еще один дуэт в исполнении Натальи Осиповой и Джейсона Киттельбергера. В одноактном балете «Шесть лет спустя» израильского хореографа Роя Ассафа артисты танцуют любовную историю, метафорой которой становится образ дороги: по ней шествуют герои, переживая разные этапы своих отношений. Единение и противостояние, нежность и агрессия, безысходность и надежда, сближение и отчуждение - на подобной контрастности эмоционально-чувственных состояний строится драматургия этого спектакля.

Японка Юка Ойши, известная в России благодаря сотрудничеству с Сергеем Полуниным, сочинила для Натальи Осиповой экспрессивный монолог Ave Maria на музыку Франца Шуберта. Танец балерины крупным планом оголял чувства, однако отчаянные заламывания рук, экстатичные прогибы корпуса, перемежаемые каскадами классических прыжков, сообщали заявленному в аннотации постижению «женской сущности Натальи» излишнюю мелодраматичность.

Венчал бенефис «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, поставленный Алексеем Ратманским специально для Натальи Осиповой и Дэвида Холберга. Номер увлекал незаурядной музыкальностью и поэтичным строем хореографической мысли, редкой эмоциональной отзывчивостью исполнителей и неоднозначностью образного решения. В танце героини, к финалу растрачивавшей жизненные силы, угадывались отголоски «Жизели», но «Жизели» наоборот: здесь не балерина, а партнер затанцовывал свою возлюбленную до полусмерти.

В премьерных планах танцовщицы - «Петрушка», «Кармен», танцевальный фильм «Золушка». Будем надеяться, «Дягилев. P. S.» еще не раз откроет для нас новую Осипову.

#балет #БДТ #балерина #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6580) от 03.12.2019 под заголовком «Чистые танцы на дороге».


Комментарии