В Зимнем дворце открылась выставка о русском фарфоре

В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора из земли российской».

В Зимнем дворце открылась выставка о русском фарфоре  | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Первая фарфоровая мануфактура появилась в России в 1744 году по велению дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. Душой производства («дела чистого порцелина») стал молодой инженер Дмитрий Виноградов. Именно он открыл для Отечества рецепт «белого золота царей», проведя множество опытов, проявив невероятное усердие. Он же составил самое первое описание секретного технологического процесса – «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

По предписанию высочайшего двора надпись на пробной чашке должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской». И действительно, основу русского фарфора составила триада отечественного сырья – глина, кварц, алебастр.

В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения Виноградова. Выставка – посвящение мастеру занимает небольшой зал, но впечатление производит сильное. Это не просто выставка – образ. Инсталляция, созданная дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой. Узкие столбики витрин выстроены особым образом. Если присмотреться, они складываются в букву W. Именно так выглядело личное клеймо мастера. Его можно увидеть на дне маленькой чаши, украшенной рельефной виноградной лозой – визитной карточкой виноградовского фарфора, одного из главных экспонатов выставки. Здесь вообще многое рифмуется. Виноградная лоза на чаше – с фамилией мастера. Его имя – Дмитрий – с именем древнегреческой богини плодородия. И названием выставки – «из земли российской».

Фарфор1.jpgФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В одной из витрин – «пакетовая» табакерка (плоская коробочка из фарфора в виде запечатанного конверта с надписью и имитацией сургучной печати). Надпись гласит: «Ея Императорскому Величеству Елисавете Петровне Самодержице Всероссийской Государыне Всемилостивейшей».

В другой – пасхальное яйцо с «живописью цветов» и маркой в виде двуглавого орла. Это одно из трех известных на сегодня маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны.

Одно из последних приобретений Эрмитажа – ажурная корзинка для десертов из Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны (он же «Собственный решетчатый» – украшенный популярной в XVIII столетии трельяжной «решеткой», прообразом знаменитой кобальтовой сетки).

Симпатичный и загадочный предмет – чаша с выгнутыми волной краями, украшенная росписью (амуры, летящие в облаках). Это рюмочная передача. Ее заполняли льдом или теплой водой (в зависимости от напитка, который следовало подать к столу), закрепив в фестонах соответствующие рюмки или бокалы. Таким образом их охлаждали или согревали.

И наконец, один из артефактов – фарфоровая статуэтка самого Дмитрия Виноградова. Она выполнена на Императорском фарфоровом заводе специально по случаю 300-летия со дня рождения ученого и передана в дар Эрмитажу. На самом деле о внешности Дмитрия Ивановича известно совсем немного – высокий рост, темно-каштановые волосы... Фигурку трудно назвать портретом. Скорее, это фантазийный образ. Хотя в основу его положены все знания о Виноградове и его времени, доступные современным исследователям.

Благодаря необычному дизайнерскому решению небольшая выставка впечатляет не меньше масштабных экспозиций, развернутых в соседних залах. Каждый из ее экспонатов подсвечен так, что кажется драгоценностью. Витрины различны по высоте, и кажется, что это и не витрины вовсе, а языки пламени, в котором обжигается, обретает звонкость и прочность российский фарфор.

#выставка #фарфор #Зимний дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6826) от 14.12.2020 под заголовком «Чистый порцелин».


Комментарии