В Зимнем дворце открылась выставка о русском фарфоре

В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора из земли российской».

В Зимнем дворце открылась выставка о русском фарфоре  | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Первая фарфоровая мануфактура появилась в России в 1744 году по велению дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. Душой производства («дела чистого порцелина») стал молодой инженер Дмитрий Виноградов. Именно он открыл для Отечества рецепт «белого золота царей», проведя множество опытов, проявив невероятное усердие. Он же составил самое первое описание секретного технологического процесса – «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

По предписанию высочайшего двора надпись на пробной чашке должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской». И действительно, основу русского фарфора составила триада отечественного сырья – глина, кварц, алебастр.

В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения Виноградова. Выставка – посвящение мастеру занимает небольшой зал, но впечатление производит сильное. Это не просто выставка – образ. Инсталляция, созданная дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой. Узкие столбики витрин выстроены особым образом. Если присмотреться, они складываются в букву W. Именно так выглядело личное клеймо мастера. Его можно увидеть на дне маленькой чаши, украшенной рельефной виноградной лозой – визитной карточкой виноградовского фарфора, одного из главных экспонатов выставки. Здесь вообще многое рифмуется. Виноградная лоза на чаше – с фамилией мастера. Его имя – Дмитрий – с именем древнегреческой богини плодородия. И названием выставки – «из земли российской».

Фарфор1.jpgФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

В одной из витрин – «пакетовая» табакерка (плоская коробочка из фарфора в виде запечатанного конверта с надписью и имитацией сургучной печати). Надпись гласит: «Ея Императорскому Величеству Елисавете Петровне Самодержице Всероссийской Государыне Всемилостивейшей».

В другой – пасхальное яйцо с «живописью цветов» и маркой в виде двуглавого орла. Это одно из трех известных на сегодня маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны.

Одно из последних приобретений Эрмитажа – ажурная корзинка для десертов из Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны (он же «Собственный решетчатый» – украшенный популярной в XVIII столетии трельяжной «решеткой», прообразом знаменитой кобальтовой сетки).

Симпатичный и загадочный предмет – чаша с выгнутыми волной краями, украшенная росписью (амуры, летящие в облаках). Это рюмочная передача. Ее заполняли льдом или теплой водой (в зависимости от напитка, который следовало подать к столу), закрепив в фестонах соответствующие рюмки или бокалы. Таким образом их охлаждали или согревали.

И наконец, один из артефактов – фарфоровая статуэтка самого Дмитрия Виноградова. Она выполнена на Императорском фарфоровом заводе специально по случаю 300-летия со дня рождения ученого и передана в дар Эрмитажу. На самом деле о внешности Дмитрия Ивановича известно совсем немного – высокий рост, темно-каштановые волосы... Фигурку трудно назвать портретом. Скорее, это фантазийный образ. Хотя в основу его положены все знания о Виноградове и его времени, доступные современным исследователям.

Благодаря необычному дизайнерскому решению небольшая выставка впечатляет не меньше масштабных экспозиций, развернутых в соседних залах. Каждый из ее экспонатов подсвечен так, что кажется драгоценностью. Витрины различны по высоте, и кажется, что это и не витрины вовсе, а языки пламени, в котором обжигается, обретает звонкость и прочность российский фарфор.

#выставка #фарфор #Зимний дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6826) от 14.12.2020 под заголовком «Чистый порцелин».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?