В Усадебном доме музея-заповедника «Парк «Монрепо» открылась постоянная экспозиция

Экспозиция посвящена истории знаменитой усадьбы. Дом был построен в конце XVIII века бароном Людвигом Николаи, российским государственным деятелем, поэтом и педагогом, президентом Петербургской академии наук, воспитателем будущего императора Павла I. Одним из первых посетителей стал корреспондент «СПб ведомостей».

В Усадебном доме музея-заповедника «Парк «Монрепо» открылась постоянная экспозиция | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Аура подлинника

Реставрация парка «Монрепо», единственного скального пейзажного парка в России, была завершена в 2022 году. Ее выполнили по состоянию на середину XIX века, время расцвета всего ансамбля. Усадебный дом и библио­течный флигель отремонтировали годом позже («СПб ведомости» от 15.08.2023).

Возвращаясь к нашему тогдашнему разговору, Александр Смирнов, директор музея-заповедника, напоминает, что было решено не воссоздавать интерьеры по старым фотографиям, хотя их сохранилось немало. Даже лестница, ведущая из подвального помещения с гардеробом на первый этаж, где расположена экспозиция, выполнена из бетона и стекла. Чтобы посетители сразу поняли — ни такого подвала, ни этой лестницы в XIX – XX веках не было. Отмечу, что для маломобильных людей предусмотрен другой вход.

Зато аура подлинности присутствует там, где она сохранилась. Речь об альфрейных росписях по сухой штукатурке в прихожей и Большой зале, украшенных фризом с изображением цветочных гирлянд; о печах XVIII – XIX веков в гостиной, столовой и той же Большой зале; внутренних оконных ставнях от солнца, придуманных архитектором Джузеппе Мартинелли — автором проекта усадебного дома. «Реставраторы совершили чудо, — делится Смирнов. — Перед переборкой деревянного здания они сняли хрупкий слой штукатурки с живописью, а после восстановления дома вернули росписи на свои исторические места». В отдельной витрине представлен подлинный фрагмент «валика» карниза, украшавшего Большую залу. Он был сделан из сухого тростника, который веревками привязывался к стене, а затем обмазывался штукатуркой, чтобы создать иллюзию мрамора. Сейчас карниз выполнен из гипса.

В 2024 году музей-заповедник получил около 30 млн рублей из федерального бюджета по национальной программе «Культура» на закупку выставочного оборудования — вит­рин, инфокиосков, оборудования для аудиосопровождения и т. д. Что сделало возможным открытие постоянной экспозиции. Кстати, специально для нее записано аудиосопровождение (не путать с аудиогидом). Актеры петербургских театров читают произведения Людвига Николаи, его письма и другие документы. Сначала небольшой фрагмент в оригинале на одном из пяти языков, потом весь текст — по‑русски.

Восстановленный из воды

К нам присоединяются Светлана Подзорова, заместитель директора по научной работе, и Валентин Болгов, главный хранитель музейных предметов. Он работает в музее с 1998 года и вспоминает, что, когда пришел в «Монрепо», фонды составляли всего несколько сотен предметов, в основном это были книги начала XIX века, переданные из разных библиотек Петербурга, а также так называемый подъемный материал — черепки посуды, которые были обнаружены при расчистке фундаментов зданий. Все эти предметы свободно помещались в кладовке за кабинетом директора, а сейчас их в фондах музея порядка шести тысяч, большинство приобретено за последние десять лет, когда начались работы по созданию постоянной экспозиции в Усадебном доме.

Первый, вводный, зал начинается с показа самого древнего экспоната музея. Это шведская кираса XVII века, найденная в 1996 году на дне бухты Защитная около острова Людвигштайн. Но в воду кираса попала наверняка уже в ХХ веке, иначе бы сталь проржавела.

В этом же зале находятся старинные артефакты, в том числе «Карта Карелии и Ингрии», изданная Николя Сансоном в 1703 году в Париже, но Петербурга на ней, конечно, еще нет. Рядом портрет принца Фридриха Вюртембергского, который в 1785 году основал первую усадьбу «Монрепо» и дал ей название, в переводе означающее «Мой отдых» или «мой покой».

В следующем зале находится план усадьбы 1804 года, составленный Фабианом Штейнгелем. Он был сделан как проектный чертеж и вставлен в первое издание поэмы Людвига Николаи «Имение «Монрепо в Финляндии. 1804», вышедшее в 1806 году. В центре зала большой тактильный макет усадьбы, который будет полезен не только слабовидящим, но и всем посетителям музея, поскольку дает представление о рельефе местности и о том, как выглядели не дошедшие до нас парковые затеи — беседка «Китайский зонтик», павильоны «Паульштайн» и «Мариентурм», «Турецкая палатка», смотровая башня «Бельвью».

Монрепо2_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Вокруг макета расположены копии литографий Луи-Жульена Жакотте с видами парка «Монрепо». Оригиналы вложены в вышедшее в 1840 году издание упомянутой поэмы. Сама книга, абсолютно раритетная, боится света и находится в фондах музея.

Третий зал демонстрирует два подлинника. Это гипсовый барельеф «Живопись», украшавший фасад Усадебного дома и выполненный в начале XIX века, предположительно, скульптором Федором Гордеевым. Еще один оригинальный барельеф — «Поэзия» — пока находится в реставрации. Здесь же и памятник Францу-Герману Лафермьеру, другу барона Николаи. Установлен он был в 1820 году на острове Людвигштайн, долгое время находился в воде. Как показали недавние исследования и реставрация, чаша, навершие постамента и два сохранившихся «зеркала» постамента вырезаны из мрамора разных месторождений. Вес памятника почти 400 кг, так что для него потребовался специальный подиум.

Главное в кабинете Николаи — вид из окна на парк. «Замысел владельца усадьбы состоял в том, чтобы создать для посетителя возможность увлекательного путешествия. Двигаясь от точки к точке открывать виды на парковые затеи, например, от Китайских мостиков — на Чайную беседку. По дороге к ней появлялся храм Нептуна, идя к нему, посетитель вдруг замечал капеллу Людвигсбург», — поясняет Александр Смирнов. В духе эпохи Просвещения и зарождавшегося романтизма Николаи соединял познавательность и эмоции, зритель шел по извилистым дорожкам, но, учитывая рельеф и акваторию, открывал для себя прямые видовые перспективы.

Специально для этого зала музей приобрел бронзовые часы начала XIX века с фигурой богини Эвтерпы — музы лирической поэзии, которой верно служил Николаи. Здесь находится мебельный гарнитур того же времени из карельской березы. Несколько лет назад его подарила музею Марина Соболевская, правнучка академика Ивана Павлова.

Федот, да тот

В следующие два зала музейщики заходят, буквально затаив дыхание. В гостиную на свои родные места вернулись два парных дубовых ампирных бюро. После начала Второй мировой войны они были вывезены из усадьбы, в 1990‑е годы подарены музею наследниками семьи Николаи.

В Царской комнате находится бюст Марии Федоровны, жены Павла I. Пожалуй, это самый интересный объект экспозиции. Относительно автора и датировки этикетаж сдержан: «Монограмист «Ф». Последняя четверть XVIII века». Анализируя разные документы, в том числе описания парка «Монрепо», сделанные самим Николаи, путешественниками и путеводителями разного времени, музейщики пришли к выводу, что бюст Марии Федоровны украшал павильон «Мариентурн», а под инициалом «Ф», возможно, скрывается известный русский скульптор Федот Шубин. Бюст мог быть подарком императрицы Николаи, сделанным в самом начале XIX века. Он был найден в одном из строений «Монрепо», когда здесь еще находился ­ЦПКиО им. М. И. Калинина, и был передан на хранение в Детскую художественную школу Выборга. В 2017 году бюст поступил в музей и прошел сложную реставрацию в Центре имени Игоря Грабаря.

Большая зала остается для концертов, спектаклей и лекций. Остальные пять залов предназначены для временных выставок. Сейчас там демонстрируют фотографии Трофима Худова, сделанные в «Монрепо» в 1930‑е годы, а также другие работы начала ХХ века. Впереди выставка снимков Владимира Позднякова, сделанных в 1980 – 1990‑е годы.

«На осень намечена выставка, посвященная академику Дмитрию Лихачеву, одному из инициаторов создания нашего музея, — рассказывает в финале экскурсии Александр Смирнов. — Уже весной начинаем реставрацию исторического гостевого дома, где в 2026 году к 120‑летию со дня рождения Лихачева планируем открыть посвященную ему постоянную экспозицию».

Читайте также:

Светопись на службе этнографии. В Кунсткамере представлена коллекция фотографий Александра Беликова

Долгий путь домой. Специалисты ГМЗ «Павловск» завершают реставрацию портрета Петра III


#парк Монрепо #экспозиция #Выборг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7840) от 04.02.2025 под заголовком «Отдых в прибрежных скалах».


Комментарии