Пошёл на «Рекорд». У Мариинского театра появится четвёртая сцена в Северной столице
Совет по сохранению культурного наследия Петербурга одобрил концепцию приспособления выявленного объекта культурного наследия «Дом Иофа с кинематографом» (Садовая ул., 75 / Лермонтовский пр., 14) для четвертой сцены Мариинского театра. Кроме того, эксперты рекомендовали включить здание в список объектов культурного наследия как сохранившее исторический облик фасадов.

РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Наша газета рассказывала об этой концепции, когда ее только рассмотрел и одобрил президиум Петербургского отделения ВООПИиК (см. «Санкт-Петербургские ведомости» от 3.06.2024), теперь обсуждение состоялось в широком профессиональном кругу. Горожане в возрасте должны помнить кинотеатр, располагавшийся в угловом здании в центре исторического района Коломна. Последнее время он назывался «Рекорд», прежде — «Нью-Стар» и «Ударник». Здание в стилистике неоклассицизма на Садовой было построено в 1916 году по проекту Иосифа Лангдбарда, тогда начинающего, а впоследствии известного советского архитектора. Революция 1917 года быстро закрыла театр миниатюр и сделала его местом для показа «важнейшего из искусств». На протяжении XX века здание пережило несколько ремонтов и переустройств. В частности, в начале 1950‑х годов для кинотеатра «Рекорд» была выполнена перепланировка интерьеров, в том числе переустроена внутренняя лестница, а театральный балкон реконструирован таким образом, чтобы на нем тоже могли размещаться кинозрители.
В самом начале XXI века, когда кинотеатры стали закрываться один за другим, «Рекорд» отдали под Дом молодежи. Был проведен ремонт, внутренние кирпичные стены стянуты стальными усиливающими поясами, а деревянная стропильная система усилена металлическими конструкциями. Кинозал снова стал театральным и концертным, фойе использовали для выставок, остальные помещения — для занятий в секциях и клубах по интересам.
Но когда через несколько лет было проведено новое обследование здания, выяснилось, что оно находится в предаварийном состоянии. В частности, прогнили деревянные перекрытия. В 2018 году Игорь Пасечник и его архитектурное бюро разработали проект реставрации здания, в 2020‑м были начаты работы, но средств для их проведения у Дома молодежи было недостаточно…
К счастью, пауза не затянулась — в 2023 году здание передали находящемуся неподалеку Мариинскому театру. Историческое здание первой сцены на Театральной площади планируется закрыть на реставрацию, и к этому времени необходимо отреставрировать дом Иофа и приспособить его к нуждам Мариинского.
Попечительский совет театра намерен выделить внебюджетные средства на проведение реставрационных работ.
По словам маэстро Валерия Гергиева, художественного руководителя — директора Мариинского театра, коллективу сейчас совершенно необходим еще один театральный дом: «Исторически Мариинский театр связан с домом Иофа — бывшим театром миниатюр, где выступали Шаляпин, балет Мариинского театра. Мы сделаем все возможное для того, чтобы это здание стало очагом света, источником культуры». Маэстро подчеркнул, что в дальнейшем, после завершения реставрации исторического здания на Театральной, четвертую сцену предполагается использовать для детских спектаклей и в качестве дополнительной репетиционной площадки.
Пока же понятно, что приспособить скромное здание кинотеатра для полноценной работы музыкального театра с колосниками и сложной машинерией даже при сравнительно небольшой вместимости будущего зрительного зала (порядка 800 мест) и при этом сохранить историческую среду Коломны — сложная задача.
Собственно, ее обсуждению и было посвящено заседание Совета по сохранению культурного наследия. Архитектор Пасечник предложил отреставрировать фасады здания по Садовой улице и Лермонтовскому проспекту по состоянию на 1916 год, вернув историческое расположение дверей и форму окон. Автором и его командой разработано около десяти вариантов надстройки здания для Мариинского театра до высоты 21,7 метра. От самого консервативного до современного с использованием сплошного остекления фасадов верхних этажей. Что касается зрительного зала, то, поскольку он сильно искажен поздними переделками, предложено выстроить его заново. По классической схеме XIX века — партер с небольшим амфитеатром позади, бельэтаж с центральной ложей, первый ярус и балкон, который у театралов издавна именуется «галерка».
Обсуждение прошло бурно и интересно. Не всем членам совета понравился консервативный вариант, который «мимикрирует» под позапрошлый век, что для непрофессионального взгляда создает иллюзию давно построенного здания, а не сооружения XXI века. Но в итоге большинство высказалось именно за консервативную концепцию.
Как отметил Алексей Михайлов, председатель КГИОП, «выбран вариант, безусловно, позволяющий прочувствовать разницу между историческими объемами и современными конструкциями, которые будут надстроены для размещения полноценного сценического оборудования. Но при этом все‑таки остается ощущение традиционного Санкт‑Петербурга — его среды, которая является не менее ценной, чем отдельный объект культурного наследия».
Читайте также:
В Капелле прозвучало единственное исполнение реквиема «Февральский дневник»
Танцуют все. В Северной столице состоялся форум «Открытый взгляд»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7839) от 03.02.2025 под заголовком «Мариинский пошел на «Рекорд»».
Комментарии