Долгий путь домой. Специалисты ГМЗ «Павловск» завершают реставрацию портрета Петра III
В судьбе картины отразилась история музейных предметов, которые не удалось эвакуировать из Павловска. Во время оккупации они были перемещены на вражескую территорию либо украдены; на их возвращение ушло почти 70 лет. Многие до сих пор не найдены.

ФОТО Motoki Tonn on Unsplash
Сведения о портрете Петра III содержатся во всех описях исторического собрания Павловска начиная с самой первой — 1828 года. Изначально картина находилась в «почивальне Ея Высочества Александры Павловны» в деревянном Александровском дворце в Павловске, а после его разборки из‑за ветхого состояния в середине XIX века портрет переместили в Большой Павловский дворец. Автор портрета неизвестен. В 1925 году исследователь В. Зубов в «Критическом каталоге картин Павловского дворца-музея» определил его принадлежность к школе Рокотова, полагая, что это копия с оригинала, который находится в Русском музее (правда, авторство Рокотова современные исследования не подтверждают). Скорее всего, павловская копия могла быть заказана императором Павлом I, сыном Петра III, для украшения собственного дворца при его восшествии на престол.
Картина в плачевном состоянии была обнаружена в 1946 году на территории Германии. О ее немецких перемещениях свидетельствуют сохранившиеся надписи на тыльной стороне полотна: два штампа Zeughaus Berlin соответствуют маркировке военного музея Берлина, который во время войны располагался в Цейгхаузе на Унтер-дер-Линден. Еще одна пометка, также на немецком языке, подтверждает, что картина проходила через руки графа фон Сольмса-Лаубаха, который в группе армий «Север» отвечал за выявление и перевозку культурных ценностей с территории Ленинградской области в фашистскую Германию.
Портрет, возвращенный в Советский Союз в 1946 году, передали в спецхран Исторического музея в Москве. Во избежание дальнейших разрушений реставраторы ГИМа заклеили лицевую сторону картины несколькими слоями особо прочной (микалентной) бумаги. Более 60 лет в Павловске ничего не знали о местонахождении картины, которая считалась пропавшей. Лишь в 2007 году хранитель фонда живописи Нина Стадничук и главный хранитель Павловского дворца Алексей Гузанов смогли идентифицировать портрет: в верхнем углу на кромке тыльной стороны холста сохранился номер инвентаризации 1933 – 1934 годов, а внизу — инвентаризации 1938 года. В Павловск картина вернулась лишь в 2019‑м в аварийном состоянии: во многих местах грунт и красочный слой вздулись и отошли от холста. В нескольких местах холст был порван и частично утрачен, в том числе на изображении лица императора. Силуэт Петра III был едва виден, так как вся живописная поверхность была закрыта микалентной бумагой, сквозь которую проступил клей. По словам художника-реставратора Полины Цветаевой, на состояние картины могла повлиять и прежняя, еще дореволюционная, реставрация. Из записи на тыльной стороне портрета следует, что реставратор Императорского Эрмитажа Н. Сидоров перевел живописный слой с авторского холста на новое полотно.
Очевидно, что вернувшийся в Павловск портрет нуждался в многолетней поэтапной научной реставрации. Процесс его возрождения контролирует реставрационный совет музея-заповедника с участием специалистов лаборатории научной реставрации Эрмитажа и Русского музея, а также специалистов кафедры реставрации Академии художеств им. И. Репина. Проведены работы по консервации красочного слоя и грунта, удаления вздутий. Сейчас реставраторы приводят в порядок тыльную сторону картины, в том числе выполняют вставки в местах утрат. Холст будет дублирован на тонкую полиэфирную ткань.
Посетители Павловска смогут увидеть портрет Петра III на выставке «Опаленные войной» в мае этого года.
Читайте также:
В музее-заповеднике «Павловск» отреставрировали старинный письменный прибор
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7838) от 31.01.2025 под заголовком «Портрет: долгий путь домой».
Комментарии