Светопись на службе этнографии. В Кунсткамере представлена коллекция фотографий Александра Беликова
«Село Никольское на реке Тосне» — именно такую подпись содержат десятки снимков, сделанных 100 лет назад, в середине 1920‑х годов, фотографом, краеведом и этнографом Александром Антоновичем Беликовым. На кадрах — местные жители, сельские дома с резными наличниками, дворы и хозяйственные постройки, живописные пейзажи… Ныне эта уникальная коллекция хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Александр Беликов на выставке своих фоторабот, 1926 г. Из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Село Никольское, ставшее городом относительно недавно, всего‑то в 1990 году, было основано в начале XVIII века, когда по указу Петра I в окрестности новой столицы были переселены крестьяне-каменотесы из российских губерний (преимущественно из Московской). Спустя два века, в 1913 году, Никольское насчитывало 178 дворов. Александру Беликову посчастливилось запечатлеть как раз тот патриархальный облик села, который оно сохраняло вплоть до Великой Отечественной войны.
Что известно о фотографе? Он родился в Петербурге в 1883 году, окончил Петришуле (училище святого Петра), в котором преподавал его отец, а затем бухгалтерско-корреспондентские курсы. До революции занимал пост управляющего Виленским отделением Санкт-Петербургского телеграфного агентства. В 1918 году поступил на юридический факультет Первого Петроградского университета, затем несколько лет служил в Красной армии.

После демобилизации вернулся к учебе в том же университете, но перевелся на общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук. После окончания вуза работал учителем географии в трудовых школах Ленинграда, был организатором и руководителем географических, краеведческих и фотографических кружков. Беликову повезло, его деятельность оказалась очень созвучной времени: многие исследователи называют 1920‑е годы золотым веком российского краеведения.
Особенные надежды на краеведение возлагали ученые-этнографы. Они полагали, что местные знатоки народной жизни могут серьезно помочь науке, предоставляя собранные на местах сведения и тем самым облегчая полевую работу.
Этнограф Давид Золотарев, считавший, что современная действительность — самый благодатный материал для исследований, под эгидой этнографического отдела Русского музея организовал и возглавил три крупнейшие для тех лет комплексные экспедиции: Верхне-Волжскую, Юго-Восточную и Северо-Западную. В последней в 1925 – 1927 годах участвовал Беликов, сделав более тысячи снимков. Как и Золотарев, он был уверен, что задачей этнографов является не только поиск следов старины в жизни деревни, но и фиксация ее современной жизни, причем именно посредством фотографии.
Внимание этнографы и антропологи обратили на близлежащие районы Ленинградской губернии, которым прежде не придавалось особого значения. В Кунсткамере хранятся 456 снимков, сделанных Беликовым только в одном селе Никольском… И вполне возможно, что их было еще больше (не все сохранились). Из дневников Беликова следует, что он приезжал в это место несколько лет подряд. Его интересовали самые разные стороны крестьянского быта, которые оставались порой вне поля зрения ученых. Он любил делать портретные снимки местных жителей. Благодаря этому мы можем видеть, как выглядела «крестьянская девушка» из села Никольское, «бывший купец с внуком» из деревни Антропшино Гатчинского района…
Как отмечает сотрудник Музея антропологии и этнографии Татьяна Яковлева, изучавшая деятельность Беликова, он не только фотографировал: общался с жителями, записывал местные поговорки, сказки, частушки. Некоторые из них сохранились в его рабочих тетрадях.
Фотографии, сделанные Беликовым, были представлены на многочисленных выставках, проводившихся в Университете, Географическом институте, этнографическом отделе Русского музея, в Институте истории искусств и Академии наук. До нашего времени дошли интересные снимки с персональной выставки фотографа, которая называлась «Светопись на службе изучения современной деревни».
А в 1926 году одну из своих выставок Беликов устроил непосредственно на месте съемок — как раз в селе Никольском. Местные жители, придя в избу-читальню, с удовольствием узнавали на фотографиях себя и своих соседей, с любопытством разглядывали знакомые пейзажи. В печати отмечалось, что это была «первая краеведческая выставка в советской деревне».

Виды села Никольского. Фото Александра Беликова, 1926 г. Из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Летом 1929 года Беликов по собственной инициативе выехал в Лужский район, где сделал немало кадров в сельскохозяйственной коммуне «Кудрово» близ Череменецкого озера: так появилась его серия «Русские под Лугой».
Большинство своих работ фотограф хранил дома, и, возможно, они бы пропали, если бы весной 1942 года его вдова Вера Алексеевна не нашла в себе силы принести в Кунсткамеру архив мужа, умершего от голода в первую блокадную зиму. Это были негативы, фотоотпечатки и несколько тетрадей с записями. Там они хранятся и ныне, представляя собой уникальный краеведческий и этнографический источник.
Читайте также:
Долгий путь домой. Специалисты ГМЗ «Павловск» завершают реставрацию портрета Петра III
В Северной столице открылась выставка, посвящённая Владимиру Высоцкому
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7839) от 03.02.2025 под заголовком «Светопись на службе этнографии».
Комментарии