Путешествие по мирам. В Петербурге открылась художественная панорама «Авторский стиль»

«Авторский стиль» — так называется панорама (12+), открывшаяся вчера в пятом павильоне «Ленфильма» на Каменноостровском проспекте. Создала ее уже известная многим команда «Невского баталиста», однако в отличие от большинства осуществленных ею проектов этот не про войну. Перед нами — своеобразное путешествие по мирам поэтов, художников, музыкантов, ученых, рассказ об их творческих поисках, открытиях и свершениях…

Путешествие по мирам. В Петербурге открылась художественная панорама «Авторский стиль» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Чтобы сразу стало понятно: первое пространство, в которое попадает посетитель, — лестничная площадка старого петербургского дома, и первый герой, который встречает нас, — писатель Евгений Шварц. Он примостился на подоконнике у дверей собственной квартиры и что‑то увлеченно записывает в блокнот.

Евгений Львович жил в писательском доме на канале Грибоедова, — говорит куратор проектов «Невского баталиста» Маргарита Попова, — у него там была едва ли не самая маленькая квартира. В ней закономерно родилась известная фраза из не менее знаменитого киносценария «Золушка»: «Королевство маловато, разгуляться негде!»

Инсталляция «Авторский стиль» — это тринадцать залов с историческими декорациями и фигурами. Посетителю при входе вручают наушники, и его дальнейшее движение сопровождает аудиоспектакль, который озвучили актриса Карина Разумовская и певец Билли Новик.

Экспозиция посвящена знаковым личностям, жившим и творившим в нашем городе в первой половине ХХ века. И, по словам руково­ди­теля «Невского баталиста» Дмитрия Поштаренко, договориться с коллегами об их выборе как раз было труднее всего, поскольку каждый пытался отстоять своего героя.

Первоначально предполагалось, что все они должны быть так или иначе связаны с «Ленфильмом», при поддержке которого проект создан. Однако в процессе формирования панорамы в ней появилось много личностей, весьма далеких от мира кино… К примеру, главный художник-постановщик Леонид Майоров настоял, чтобы одним из героев обязательно стал любимый им с детства поэт-футурист Велимир Хлебников.

Как и в других работах «Невского баталиста», в этой панораме минимум современных мультимедиа средств. Все построено на предельной реалистичности образов. Фигуры некоторых персонажей приходилось переделывать по несколько раз, чтобы добиться портретного сходства и выразить задуманное эмоциональное настроение. Значительная часть предметов, их окружающих, — вовсе не бутафория, а подлинные артефакты своего времени.

Поштаренко2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зато пространство вокруг — совершенно не реалистическое. Скорее, это мир, в котором они создавали свои произведения.

Если это писатель Александр Беляев, то мы как будто оказываемся внутри некоей фантастической подводной лаборатории. Из иллюминатора видна скала с удивительными кораллами, дельфином и Ихтиандром — героем романа «Человек-амфибия»…

В квартиру Ахматовой и Гумилева словно бы врываются герои африканских путешествий Николая Степановича…

Создавая это пространство, мы вдохновлялись его замечательным стихотворением про жирафа… «Вдали он подобен цветным парусам корабля, // И бег его плавен, как радостный птичий полет»… Еще один факт: в Африке Гумилев встречался с будущим императором Абиссинии Хайле Селассие и сделал его фотопортрет. По этому снимку наши мастера как раз и сшили костюм для представленной здесь же фигуры правителя, — говорит Маргарита Попова.

В создании образа абиссинских впечатлений Гумилева участвовал и художник Тесфае Ацбеха Негга. Он приехал в Петербург из Эфиопии тридцать лет назад и с тех пор учит живописи и рисунку будущих модельеров в Университете промышленных технологий и дизайна…

Поштаренко3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Наверное, каждый найдет в этой экспозиции любимый образ. Кого‑то не оставит равнодушным Иван Билибин в своей мастерской, где как будто оживают его сказочные герои. Кто‑то как зачарованный будет наблюдать за Виталием Бианки, который словно с лесной полянки ведет радиопередачу «Вести из леса». В создании пространства, посвященного ученому Юрию Кнорозову, расшифровавшему письменность майя, помогала его внучка Анна Маслова. В его творческом «кабинете» — копии реальных барельефов и скульп­тур, которые находятся в храмовых сооружениях Мексики…

Последовательность, с которой эпизоды сменяют друг друга, напоминает калейдоскоп. Все представленные персонажи — люди примерно одной эпохи, но сюжеты выстроены не по хронологии, а, скорее, по смысловым и творческим ассоциациям. Художник-­постановщик Леонид Майоров расставлял эпизоды таким образом, чтобы они были разными по настроению и контрастными по цветовой гамме.

Финальный эпизод: послевоенное время, на съемочной площадке «Ленфильма» идет работа над фильмом «Золушка». Его премьера состоялась в Ленинградском доме кино в День Победы в 1947 году.

Примечательно, что панорама начинается с образа Евгения Шварца и им же заканчивается. А фигура кинооператора Евгения Шапиро, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны, объединяет «Авторский стиль» с расположенной по соседству панорамой «Пропавшие в кинохронике». Она также была создана ­«Невским баталистом» и продолжает действовать.

Авторы фильма «Золушка» только что пережили Великую Отечественную войну и теперь творили светлую, чистую и очень добрую сказку для людей, которым пришлось перенести немало страданий, — говорит Дмитрий Поштаренко. — Не случайно мы завершаем наш образный ряд одним из ее эпизодов. В позолоченную карету можно будет сесть. И хотя она волшебная, в тыкву точно не превратится…

Читайте также:

В Северной столице открылась выставка, посвящённая Владимиру Высоцкому

В Музее истории Петербурга открылась выставка «Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету»


#панорама #Ленфильм #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7838) от 31.01.2025 под заголовком «Панорама авторских миров».


Комментарии