В Центральном военно-морском музее открылась выставка Андрея Троня

Андрей Тронь, участник мастерской художников-маринистов Центрального военно-морского музея, – человек известный. Хотя бы тем, что может едва ли не с фотографической точностью изобразить облик петровского Петербурга. В комплексе «Россия – моя история» на Бассейной улице есть даже инсталляция, созданная на основе работ художника и дающая представление о том, как в начале XVIII века за считанные годы радикально изменились берега Невы.

В Центральном военно-морском музее открылась выставка Андрея Троня | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Едва ли не все грани творчества Андрея Троня представлены на его персональной выставке, открывшейся в Центральном военно-морском музее, в котором он работает уже 36 лет. За это время собрание музея пополнили более двух сотен его графических работ. Некоторые сделаны с натуры. К примеру, этюды морского парада на Неве в июле 1996 года, в честь 300-летия российского флота. Художник запечатлел его с крыши здания Биржи, куда выходили окна его мастерской.

– Морской пейзаж мне несложно написать, но мое амплуа – историческая реконструкция: попытка документально точно изобразить события, особенно те, которые ныне либо забыты, либо в свое время не были зафиксированы по горячим следам, – поясняет Андрей Тронь. – А порой художники прошлого, полагаясь лишь на мемуары и пользуясь источниками своей эпохи, были недостаточно точны... Уверен, что кто-то, найдя новые данные, в чем-то подправит и меня. Тем более что уровень морской археологии, позволяющей получить массу дополнительных знаний, сегодня несравнимо выше, чем прежде.

Едва ли не самый яркий пример восполнения пробела в истории флота – картины Троня о подвиге линкора Балтийского флота «Всеволод», предвосхитившего подвиг «Варяга». Летом 1808 года, в ходе войны со шведами, русская эскадра натолкнулась на неприятельскую, усиленную английскими линкорами, но бой решила не принимать и стала уходить в сторону Рогервика (ныне Палдиски в Эстонии). Линкор «Всеволод» отстал. Два английских корабля догнали его, предложили сдаться. После отказа начался жестокий бой, продолжавшийся двое суток. Русские моряки отбили несколько попыток взять корабль на абордаж.

Только на третий день англичанам удалось захватить полуразрушенный линкор. В ходе последнего боя он вспыхнул как свечка и почти полностью сгорел. Часть русских моряков попали в плен, но почти все офицеры со «Всеволода», как оказалось, служили прежде волонтерами в британском флоте, и англичане их отпустили. Что и говорить, благородные были времена...

– Совершенно неизвестная история, забытая! – восклицает Андрей Тронь. – Когда я дошел до фамилии командира корабля, то не поверил собственным глазам: Руднев! Точно такая же фамилия была у командира непобежденного «Варяга». Оказалось, что тот был внучатым племянником Руднева со «Всеволода»... Остались рапорты, известны все нюансы сражения, но ни один из русских художников почему-то не запечатлел его. А вот англичане постарались – наверное, потому, что считали себя победителями. Более того, корма одного из британских кораблей, участвовавших в том бою, находится ныне в королевском морском музее в Англии...

Открытием для многих будет то, что боевые действия с участием моряков происходили и во время Отечественной войны 1812 года. Просто, как отмечает художник, действия флота опять-таки незаслуженно забыты.

– Во-первых, на суше воевали Гвардейский флотский экипаж и морские полки, они даже дошли до Парижа. Во-вторых, русский флот не давал армии Наполеона закрепиться в Прибалтике. Под Ригу под командованием контр-адмирала Александра Моллера, будущего морского министра России, прибыла флотилия канонерских лодок. Поднимаясь вверх по течению местных рек, она прикрывала и поддерживала войска на суше, – поясняет Тронь. – Один из эпизодов я запечатлел на картине, посвященной взятию Митавы.

А чего стоит осада Данцига русскими кораблями в 1813 году! Опять-таки – документов много, а изображений нет. Пришлось и тут Андрею Троню восполнять исторический пробел. А Цусимская битва 1905 года? Во время нее не было сделано ни одной фотографии, ни одного кадра кинохроники. Тронь попытался восстановить точную картину двухдневного боя по вахтенным журналам, показать ее практически документально.

Немало произведений на выставке посвящено Охтинской верфи, где спустили на воду целый ряд знаменитых кораблей, в том числе легендарный фрегат «Паллада». Во время Крымской войны там срочно построили флотилию канонерских лодок: была опасность, что англо-французская эскадра подойдет к Петербургу.

– Когда речь идет про Охтинский мыс, мне даже немного обидно, что на первом месте допетровская история, а верфь остается в тени, – говорит Андрей Тронь. – Причем она ведь там действовала до 70-х годов ХХ века, пока не построили набережную вдоль Невы. Я сам вырос на Охте, совсем недалеко от этого места, и хорошо помню те времена...

Картины художника надо рассматривать очень внимательно, вникая в каждую деталь. Поймал себя на мысли, что давно не занимался подобным делом: в современных музеях акцент делают на мультимедиа – всевозможные экраны, голографические эффекты и тому подобные новшества.

– Мы вовсе не архаичны, тоже используем современные приемы, – пояснил главный художник ЦВММ Вадим Сергеев, – но есть все-таки и традиция, которую мы бережем: наш музей всегда был наполнен картинами и моделями. Тем более что по произведениям Андрея Троня можно изучать морскую и кораблестроительную летопись России. Он продолжает замечательную линию «Мира искусства» и в нынешнее время, когда в живописи господствуют новейшие течения, верен классическому жанру.

#выставка #графика #Военно-морской музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6826) от 14.12.2020 под заголовком ««Всеволод», предшественник «Варяга»».


Комментарии