В царстве ампира. Елагин дворец открылся после пятилетней реставрации
Первые зрители, специально приехавшие на премьеру из разных районов Петербурга, оказались в царстве ампира и обозначили впечатления от встречи с шедевром Карла Росси с непростой судьбой одним словом – «Восторг».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Командная работа
Первое, что бросается в глаза, когда ходишь по залам Елагина дворца, – тактичность проведенных работ. Нигде нет сияния росписей и позолоты. В случае Елагина дворца это особенно важно: после блокадных вражеских бомбежек его возродили первым и теперь это еще и памятник ленинградским реставраторам.
Татьяна Ершова, заместитель директора по музейной деятельности ЦПКиО им. С. М. Кирова, рассказала для читателей «Санкт-Петербургских ведомостей» про историю Елагина дворца. Он был капитально перестроен в 1818 – 1822 годах по проекту Карла Росси для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Это была первая крупная работа архитектора в российской столице. Здесь он собрал команду живописцев, скульпторов, лепщиков, которые потом работали в Михайловском дворце, в здании Главного штаба, Сената и Синода, Александринского театра и окружающих его построек.
В начале 1950-х годов проект капитальной реставрации Елагина дворца подготовил архитектор Михаил Плотников. Созданная им команда стала основой знаменитой ленинградской школы реставрации. Сейчас работа, завершенная ими в 1961 году, достойна самого бережного отношения.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Немногие знают, что Елагин дворец как музей – организация очень молодая. Он был воссоздан в 1987 году. Однако еще на минуту вернемся в историю. После 1917 года дворец как бывшая собственность Романовых объявляется памятником архитектуры и становится историко-бытовым музеем. Единственным местом, где в неприкосновенности сохранялись россиевские интерьеры. Но эта идиллия длилась недолго. В 1929 году советская власть решила, что хватит показывать, как жили цари. Музей закрывают, лучшие предметы передают в Эрмитаж, Русский музей и пригородные дворцы, остальное реализуется через «Антиквариат». Часть здания занимает Институт защиты растений, часть – просветительский отдел ЦПКиО, созданного в 1932 году. Эта «коммуналка» просуществовала до начала войны. После 1961 года в воссозданных залах первого этажа организуются выставки прикладного искусства эпохи ампира. Второй и третий этажи занимала база однодневного отдыха, которая покинула Елагин дворец только к началу 1980-х годов. Там стали проводиться выставки современного декоративного искусства.
Нынешняя реставрация и инженерное переоборудование дворца – первые после 1961 года. Если не считать произведенной в начале 2000-х годов замены угольной котельной на центральное отопление. Теперь отремонтирована кровля, заменены системы отопления, освещения и противопожарной сигнализации.
Открытые фонды и кладовые
Экскурсию для нашей газеты Татьяна Ершова начала с третьего этажа. Там находилась домовая церковь Николая Чудотворца. Колоннам из искусственного мрамора возвращен исторический цвет: желтый с прожилками вместо белого. Пока нет возможности воссоздать иконостас, утраченный после революции. В этом помещении предполагается развернуть выставку современного Императорского фарфорового завода. Рядом готовится показ открытых фондов фарфора и фаянса XVIII – начала ХХ века. Музейная коллекция насчитывает 2,7 тысячи произведений. Ершова показала нам изящную мейсеновскую статуэтку со сценой из балета «Карнавал» Михаила Фокина и две мощные табуретки в виде пеньков – изделия старого ИФЗ.
На втором этаже открыта экспозиция «Кабинетная история», посвященная русскому интерьеру. В ее залах отреставрирована лепнина, воссозданы историческая окраска стен и шторы на окнах. Фотовыставка «Петр Столыпин на Елагином острове» рассказывает о том, как в 1907 – 1911 годах Елагин дворец был резиденцией российского премьера, там проходили заседания Совета министров.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Но главный сюрприз второго этажа – впервые представляемый публике кабинет Александра I. Он воссоздан по описанию 1826 года и акварели Максима Воробьева (1821). Стены обшиты зеленым штофом с ручной набойкой, шторы – несколько темнее, фирменный прием мастеров ампира. Отреставрированы лепнина и плафон, воссозданы камин и рама надкаминного зеркала из искусственного мрамора.
Спускаемся на первый этаж. Здесь приведены в порядок парадный и малый вестибюли – те, что первыми встречают публику, пришедшую в Елагин дворец. В Опочивальне «почищен» серебристый штоф, созданный подмосковными мастерами в 1950-х годах. Он был сильно загрязнен копотью от угольной котельной. В Малиновой гостиной отреставрирован плафон на тему «Триумф Аполлона и Венеры». В 2007 году в этом зале произошло возгорание электропроводки, роспись пострадала.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Общий объем средств, выделенных из городского бюджета на реставрацию Елагина дворца, составил 280 млн рублей. Музейщики мечтают о продолжении работ. Требуют реставрации Фарфоровый кабинет, Голубая гостиная и Столовый зал. В цокольном этаже отремонтированы только туалеты. Нужно обновить гардероб, перенести из первого этажа технические службы дворца.
Есть у музейщиков Елагина дворца золотая мечта – открыть Золотую кладовую для показа коллекции изделий из драгоценных камней и благородных металлов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (6905) от 16.04.2021 под заголовком «В царстве ампира».
Комментарии