В Петербурге представили альбом о жизни и творчестве Веры Матюх

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков состоялось представление альбома «Вера. Жизнь и творчество Веры Матюх (1910 - 2003)».

В Петербурге представили альбом о жизни и творчестве Веры Матюх | Фотография, 1929 г.

Фотография, 1929 г.

Как рассказал нашей газете автор книги, исследователь и коллекционер Николай Кононихин, два события - первый день работы выставки «Поле экспериментов: А. Ведерников, Б. Ермолаев, В. Матюх» из собрания музея и выход альбома из печати совпали совершенно случайно. Но это свидетельствует об интересе к тому ленинградскому искусству ХХ века, которое наследовало русскому авангарду. Здесь уместно процитировать письмо Павла Кондратьева, друга и соратника Матюх, ей адресованное: «Постарайтесь, чтобы только через линию передать форму. Не смущайтесь, если для этого Вам придется отклоняться от оригинала».

Кононихин поясняет, что познакомился с Матюх в 1990-е годы, был допущен в ее квартиру, где на полу под ковром хранились десятки акварелей и литографий. Художница работала сериями, часто пробуя разные цвета для одного сюжета. Пять лет назад коллекционер был приглашен театральным художником Алексеем Порай-Кошицем, сыном Матюх, разбирать ее наследие. Постепенно сложилась книга, представляющая более 250 произведений из семьи художницы и частных собраний. Издание посвящено 110-летию со дня рождения художницы, она родилась 20 августа 1910 года.

В качестве своеобразного эпиграфа автор книги выбрал четыре автопортрета, выполненные в разное время в разных техниках. Сообразно им книга разделена на главы - офорт, живопись (картины публикуются впервые), литография, акварели, рисунок, детская иллюстрация. Издание дополнено воспоминаниями, интервью и справочным аппаратом.

В биографии Матюх автор книги выделяет несколько важных моментов. Она родилась в Берлине в семье русского революционера, сбежавшего из России. В 1923 году приехала в СССР, не говорила по-русски, и ее практичная мать-немка выбрала дочери «немую» профессию. В 1931 году Матюх окончила Харьковский художественный институт, приехала в Ленинград и осталась здесь навсегда. Сначала стала членом Горкома графиков, располагавшегося в Кирпичном переулке, 6, где собирались молодые художники. Там Матюх познакомилась с учениками Малевича. Потом были издательства, где она общалась с Николаем Радловым и Владимиром Лебедевым. Наконец, Экспериментальная литографская мастерская свела ее с Елизаветой Кругликовой, Георгием Верейским, Николаем Тырсой. В этой мастерской Матюх работала более 60 лет. Именно там она получила звание «самого левого художника ЛОСХ», которое с гордостью носила всю долгую творческую жизнь.

#художники #искусство #живопись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6753) от 01.09.2020 под заголовком «Самая левая из ЛОСХа».


Комментарии