В Музее Владимира Набокова открылась выставка «Литература в квадрате»

В Музее Владимира Набокова на Большой Морской ул., 47, открылась выставка «Литература в квадрате».

В Музее Владимира Набокова открылась выставка «Литература в квадрате» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Это совместный проект творческого объединения AGORApro&Anna Tolstikova и Музея истории русского платка и шали из Павловского Посада.

Авторские платки развешаны на стенах, как картины.

Использование литературных сюжетов в оформлении авторских платков имеет давнюю традицию. Так, например, модный дом Hermes, выпустивший первый платок в 1937 году, использовал в декоре изображения знаменитых литературных героев. На прошедшей в 2017 году в петербургской KGallery выставке платков Hermes, столь любимых героиней фильма «Дьявол носит Prada» Мирандой Пристли, можно было видеть Жюльена Сореля и мадам де Реналь, Элоизу и Абеляра, Мими и Рудольфа, вписанных в шелковые каре.

Можно вспомнить также не столь давний совместный проект петербургского модельера Елены Бадмаевой и Пушкинского Дома, предоставившего ей доступ к раритетным рукописям. Так возникла коллекция платков, в оформлении которых были использованы любовные письма великих писателей. Или отрывки из любовной лирики. Например, на одном из платков было письмо Татьяны к Онегину: пушкинский летящий почерк, черновик. Видно, как он искал те единственные слова, которые мы помним наизусть с детства: 

«Я к вам пишу – чего же боле?».

На выставке «Литература в квадрате» можно видеть платки, посвященные Тургеневу, Анне Ахматовой, Черубине де Габриак... Один из самых красивых платков называется «Дом Набокова».

«Над ручкой медною – другое имя ныне, и сам скитаюсь я в далекой стороне. Но ты, о, лестница, в полночной тишине беседуешь с былым.

Твои перила помнят, как я покинул блеск еще манящих комнат, и как в последний раз я по тебе сходил...» _ писал Владимир Набоков в 1918 году, зная, что больше никогда в этот дом не вернется.

Как говорит Анна Толстикова, платок – посвящение этому «единственному дому в мире». Он сделан под впечатлением от его «портрета», созданного писателем в романе «Другие берега»:

– Я прочитала книгу, и образ платка сложился. В работе над ним мне помог фотограф Иван Чарин. Он сделал снимки дома, его фасада, интерьеров, декора, а я уже вставила их в композицию платка.

На выставке состоялась премьера платка «Достоевский». В нем использован мотив петербургского двора-колодца, словно затягивающего человека в свое мистическое пространство. Но сверху в «колодец» заглядывает сияющее голубое небо. Неожиданно. Ведь, говоря о Петербурге Достоевского, большинство все же представляют нечто более мрачное.

– Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что в просвете складывается буква «Д». Платок _ посвящение Достоевскому, 200-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в этом году. А голубое небо – это свет гуманизма, который несмотря ни на что присутствует в его произведениях. Так же в окнах угадываются силуэты некоторых персонажей Достоевского, – поясняет художница свой замысел.

Один из организаторов выставки – Музей истории русского платка и шали, открытый в марте 2002 года в Павловском Посаде. Он был создан по инициативе жителя города Владимира Федоровича Шишенина, члена клуба коллекционеров. На данный момент в музее насчитывается более 4000 экспонатов. Украшение его – собрание платков и шалей конца XVIII – начала XX века. На выставке «Литература в квадрате» музей представил три юбилейных платка из своей коллекции. Например, есть платок с портретом Пушкина.

Не так давно музей представил проект творческого объединения AGORApro (Москва) «Пионеры супрематизма». Выставка посвящена малоизвестной странице русского авангарда – работе мастеров в сфере декоративно-прикладного искусства.

– В 1915 – 1917 годах на средства мецената и художника Натальи Давыдовой на базе артели Вербовка была создана уникальная коллекция декоративно-прикладных вещей по рисункам художников-супрематистов – Казимира Малевича, Ивана Пуни, Александры Экстер, Ольги Розановой. До наших дней, к сожалению, вещи не дошли. С помощью волонтеров – художников и мастеров из Москвы, Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Киева и Нью-Йорка мы смогли воссоздать более 50 работ по архивным фотографиям и эскизам, – рассказала Анна Толстикова, которая выступила в роли куратора проекта.

Будем надеяться, что в будущем эту коллекцию смогут увидеть и петербуржцы.

Как бы ни менялась мода, платки сохраняют популярность. В современной эстетике одежда очень проста по цвету и крою, ее не принято активно декорировать. Поэтому выражение индивидуальности переходит к аксессуарам. Платки в этом смысле очень говорящий акцент. Какой выбран платок, как завязан, как сочетается с ансамблем – все это может многое сказать о его владельце, о вкусе, об интересах, о социальном статусе, считает Анна Толстикова. Хранить же шелковые платки она советует в картонных коробках, складывая по линиям сгиба.

Выставку можно посмотреть до 27 февраля.

#выставка #литература #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (6857) от 04.02.2021 под заголовком «Платок в подарок Достоевскому».


Комментарии