В Петропавловской крепости открылась выставка рисунков Якова Рубанчика
Музей истории Петербурга открыл в Петропавловской крепости выставку «Рисуя блокаду. Дневник архитектора Якова Осиповича Рубанчика. 1941 – 1944». Этот проект был впервые показан год назад в Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В начале января выставка вернулась из Таганрога – с малой родины Рубанчика, где вызвала большой интерес у публики. Владимир Кириллов, новый директор Музея истории Петербурга, предложил коллегам показать этот проект в Комендантском доме Петропавловской крепости в день Ленинградской победы.
Во время Великой Отечественной войны Яков Рубанчик (1899 – 1948) участвовал в строительстве оборонительных сооружений, маскировке зданий и транспортных объектов. Всю блокаду архитектор трудился в отделе охраны памятников управления по делам искусств Ленсовета. В ноябре 1941 года он участвовал в снятии и укрытии знаменитых скульптурных групп Петра Клодта с Аничкова моста. Рубанчик обмерял Воронцовский дворец и Мальтийскую капеллу на случай их повреждения от бомбежек и необходимости научного воссоздания.
Как архитектор, принимающий участие в работах по маскировке, Рубанчик имел официальное разрешение делать зарисовки. День за днем художник фиксировал жизнь блокадного Ленинграда, создав в общей сложности 330 рисунков. На выставке показана их небольшая часть. В том числе «Цветы жизни и шрамы на Исакии» с видом капустного огорода на Исаакиевской площади и колонн, поврежденных вражескими снарядами. Рисунок «Они не пройдут!!!» с аэростатами в небе над аркой Главного штаба сделан в сентябре 1941 года в самом начале блокады. Перо Рубанчика зафиксировало «Первую бомбежку на Старом
Невском в воскресенье 6 сентября 1941 года» и «Расстрелянного Растрелли» – руины Петергофа, изображенные вскоре после блокады. В июле 1943 года Рубанчик в два часа дня вышел на безлюдный, как белой ночью, Невский и нарисовал автопортрет.
Выставка будет работать по 28 февраля, вход бесплатный.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (6856) от 03.02.2021 под заголовком «Цветы жизни Рубанчика».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 17 апреля 2021
Этнографический музей открывает выставку о свадьбах народов Евразии
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии