В Музее политической истории России обнаружили полотно художника Франца Крюгера

Событие, произошедшее в Государственном музее политической истории России, можно назвать настоящей сенсацией. Об этой истории музей впервые рассказал еще в начале осени, но только сейчас поделился подробностями. Занимаясь инвентаризацией фонда изобразительного искусства, сотрудники музея обнаружили полотно знаменитого прусского художника Франца Крюгера. Под слоем намотанных на гигантский вал картин был скрыт портрет императора Николая I, давно считавшийся утраченным.

В Музее политической истории России обнаружили полотно художника Франца Крюгера | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Картина совершенно не рядовая, — пояснил директор музея Сергей Рыбаков. — После смерти Николая I было решено изготовить его парадный конный портрет для Зимнего дворца. Взошедший на престол Александр II обратился к художнику Францу Крюгеру, которого с домом Романовых связывали давние отношения. Свой первый заказ от царственного семейства он получил еще в 1824 году, за год до вступления Николая I на престол. Молодому живописцу тогда было предложено написать большое полотно «Парад в Берлине». Сюжетом послужило грандиозное шествие, устроенное в сентябре 1824 года в честь Николая Павловича, зятя прусского короля Фридриха Вильгельма III и тогда еще великого князя.

Как отмечает Екатерина Костина (в музее она отвечает за хранение фонда изобразительного искусства и авторской графики), впоследствии Крюгеру позировали и другие великие князья, высшие сановники, офицеры. Причем над своими картинами он работал чаще всего в Берлине, а во время пребывания в Петербурге (Крюгер как минимум четыре раза побывал в российской столице) делал сотни подготовительных эскизов, на которых изображал все — от лиц в разных ракурсах до деталей одежды, оружия, амуниции.

Что же касается заказа на парадный портрет Николая I, то Крюгер получил его в апреле 1855‑го и летом того же года начал работу в Берлине. Из его переписки с русским двором видно, что художник просил уточнить все детали: позу императора, положение его рук, масть коня, каким должен быть фон и прочие подробности.

По просьбе живописца в Берлин прислали соответствующий комплект одежды, изображения невских берегов, которые должны были стать фоном. Уже в июне 1856 года готовую картину доставили в Петербург. Это оказалась последняя работа Крюгера, созданная для России: в начале 1857‑го художника не стало…

Картина примечательна историческими деталями. Николай I представлен в белом парадном мундире конногвардейского полка (он был его августейшим шефом), и не случайно, что справа за ним отчетливо виден Благовещенский собор, располагавшийся на нынешней площади Труда: он был полковым храмом конной гвардии. Лошадь, на которой восседает царь, — вороная, и это тоже достоверная деталь: в конногвардейском полку использовали исключительно таких лошадей.

Полотно огромных размеров (4,55 на 2,99 метра) украсило Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца и находилось в нем, по всей видимости, до Октябрьской революции и даже какое‑то время после нее. В 1919‑м именно в этом зале разместилась экспозиция Музея революции, и с 1924 года место императорского портрета заняло большеформатное панно Льва Неймарка и Николая Шнейдера с изображением Ленина.

Можно предположить, что примерно в этот период картина Крюгера была снята с подрамника и намотана на вал, — рассказала Екатерина Костина. — В архивных документах на этот счет никаких сведений нет. В конце 1920‑х годов портрет императора вместе с другими произведениями искусства и дворцовыми предметами был внесен в старую учетную книгу. В документах есть запись о поступлении в 1933 году в собрание Музея революции картины с изображением Николая I как работы неизвестного художника. Можно только гадать, случайно про Крюгера «забыли» или намеренно, чтобы таким образом спасти полотно…

Ныне же установить имя художника не составило труда, поскольку на самой картине хорошо просматривается его подпись: «F. Krüger pxt. 1856». По словам специалистов, именно в этом ­месте явственно видны механические повреждения красочной поверхности, наводящие на мысль, что надпись пытались затереть.

Первичный осмотр полотна показал: лаковый слой со временем сильно потемнел, из‑за этого картина приобрела желто-коричневый тон. Первоначально белоснежный мундир императора нынче отдает желтизной, а голубая лента приобрела зеленоватый оттенок. Между тем, как отмечают специалисты, о первоначальном колорите можно судить по копии меньшего размера, выполненной с оригинала в 1894 году художником Алексеем Юдиным и хранящейся в Новгородском музее-заповеднике.

Вместе с журналистами картину Франца Крюгера впервые воочию увидели и реставраторы, которые займутся ее восстановлением.

В принципе полотно в неплохой сохранности, — такую оценку дала Ольга Харитонова, реставратор масляной живописи Музея Академии художеств. — Произведения, которым столько лет, зачастую доходят до нас в худшем виде. Здесь, конечно, тоже есть «проблемные точки», но их не так много. Лак взял на себя весь удар агрессивной среды…

Как пояснил реставратор первой категории сотрудник Музея Академии художеств Павел Александров, перед тем как приступить к делу, будет проведено исследование красочного слоя, затем разработают определенный план работ, который утвердят на реставрационном совете.

По словам специалистов, после раскрытия лака они смогут вернуть картине ее первоначальные краски. Тем более что цвета, близкие к оригинальным, сохранились в том месте, где когда‑то изображение закрывала рама.

Трудность еще и в том, что холст, на который сдублирована картина, сильно загрязнен и деформирован. Учитывая огромный размер, его вряд ли можно будет натянуть на новый подрамник, так что, возможно, придется отделять картину от старого холста и переносить на новый, более плотный.

Поскольку историческая рама давно уже утрачена, будет изготовлена ее копия, идентичная оригинальной. Как она выглядела, можно судить по акварели Василия Садовникова, запечатлевшего Николаевский зал Зимнего дворца в 1857 году. Есть и фотографии более позднего времени.

Полное восстановление картины, согласно предварительным прогнозам мастеров, займет около полутора лет. По словам директора музея, для полотна подберут достойное место в одном из залов, тем более что в начале 2025 года музей приступит к основательной переделке экспозиции.

Читайте также:

Эрмитаж представил в Калужском музее изобразительных искусств «Охоту на оленей» живописца Филипса Ваувермана

В залах Петербургского союза художников открылась выставка «Вдохновение Сяндемской обители»


#музей политической истории #картина #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7786) от 06.11.2024 под заголовком «Как на параде».


Комментарии