2Vtzqv4Hz9U

Эрмитаж представил в Калужском музее изобразительных искусств «Охоту на оленей» живописца Филипса Ваувермана

В Калуге в девятый раз прошли Дни Эрмитажа, включившие в себя целый ряд проектов для взрослых и юных любителей искусства. Главное событие программы — выставка одной картины (12+), которая продлится до 2 марта будущего года.

Эрмитаж представил в Калужском музее изобразительных искусств «Охоту на оленей» живописца Филипса Ваувермана | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

И это не случайный выбор. Благородные олени в Калужской области были уничтожены еще в XVIII столетии. Во второй половине ХХ века человек озаботился восстановлением популяции, стал ввозить оленей в питомники и выпускать их в лес. Выставка, которую Эрмитаж представил в этом году в Калуге, вполне вписывается в эту историю. Как некий символический шаг в ту же сторону — к возрождению утраченного или просто позабытого.

Кстати, около года назад самолет «Калуга» авиакомпании «Россия» в рамках совместного с Эрмитажем просветительского проекта получил новую необычную «ливрею» (дизайн корпуса). На его фюзеляже теперь красуется изображение золотого скифского оленя — одного из символов Эрмитажа.

Впрочем, главный музей страны не был бы таковым, если бы ограничился одним смыслом, одним слоем. «Охота на оленей» Филипса Ваувермана дает повод поразмышлять далеко не только о благородных животных. Это полотно голландского живописца поступило в Эрмитаж в 1772 году. Оно было приобретено для Екатерины II на распродаже знаменитой коллекции герцога де Шуазеля в Париже при посредничестве Дени Дидро. Покупка обошлась императрице в крупную сумму, а сама распродажа наделала много шума, подняв волну возмущения среди парижан. Тем большую, что все это произошло в разгар Русско-турецкой войны, в которой Франция выступила как политический противник России, поддержав Турцию. Именно в этот момент русская императрица купила у вышедшего в отставку и разорившегося французского министра одну из главных картин его собрания. Это было не просто удачное приобретение, но важный политический жест. Екатерина Великая была мудрой правительницей и не скупилась, когда речь шла о ее коллекции, ставшей потом основой собрания Эрмитажа. Она понимала, что престиж государства можно и нужно поддерживать и таким образом тоже.

Картина, которой сейчас могут полюбоваться калужане, стала одним из очень значительных пополнений картинной галереи императрицы. Независимо от всех попутных историй это полотно заслуживает внимания само по себе как замечательный образец золотого века голландской живописи. Большую часть холста художник выделил здесь для изображения высокого облачного неба. Основное действие разворачивается на первом плане снизу — в центре мы видим двух оленей, бегущих через реку, и двух всадников, преследующих их в окружении борзых. На противоположном берегу добычу подстерегают другие охотники. Ключевая сцена дополнена несколькими самостоятельными сюжетами: группа элегантно одетых кавалеров и дам, отдыхающих после соколиной охоты; веселая компания на террасе дворца. Композиция насыщена множеством увлекательных деталей, раскрывающихся по мере разглядывания картины. Соответственно, изучать ее можно долго и с удовольствием.

Чтобы еще больше продлить процесс, Калужский музей изобразительных искусств дополнил ее гравюрами из собственного собрания. Все они выполнены по произведениям Ваувермана на схожие охотничьи сюжеты.

Кроме того, программа Дней Эрмитажа включила в себя еще ряд событий: лекции эрмитажных ­сотрудников для взрослых любителей искусства и студентов, показ фильмов документального цикла «Шедевры Эрмитажа», тематические и интерактивные экскурсии, мастер-классы для детей.

Большой интерес у калужан вызвала встреча с Иваном Быковым, главным инженером проекта реставрации и приспособления исторического здания «Дом гражданского губернатора», памятника архитектуры начала XIX века, под музейные нужды. Именно здесь будет открыт в конце будущего года культурно-просветительский центр «Эрмитаж — Калуга». Это здание было возведено по типовому проекту губернаторского дома, но со значительными отклонениями от него. Когда‑то в этом доме бывали Алексей Толстой, Николай Гоголь, Виссарион Белинский и знаменитый артист Михаил Щепкин. И хотя история бытования памятника известна, о том, как он строился и какое старинное здание стало его основой, даже авторы проекта реставрации знают пока далеко не все. Архивные и археологические исследования еще не завершены, они обещают новые открытия. Пос­ле того как центр «Эрмитаж — Калуга» откроется, в нем будут созданы не только выставочные залы и фондохранилище, но и отдельная экспозиция, посвященная тайнам Дома гражданского губернатора.

Читайте также:

В Пикетном зале Эрмитажа открылась выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII – XX веков»

Эпоха курганов и находок. Востоковеду и историку Николаю Веселовскому посвятили выставку в Эрмитаже


#Эрмитаж #Калуга #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7785) от 05.11.2024 под заголовком «Эрмитаж в Калуге».


Комментарии