В KGallery открылась выставка учеников Петрова-Водкина

В KGallery (набережная реки Фонтанки, 24) открылась выставка «Любимые ученики Петрова-Водкина. Александр Лаппо-Данилевский и Бенита Эссен».

В KGallery открылась выставка учеников Петрова-Водкина | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В первом за многие годы персональном показе двух художников соединились личные судьбы и история русского авангарда.

Они познакомились в 1916 году в Петрограде во время обучения в частной художественной школе Михаила Бернштейна и Леонида Шервуда. Ей, происходившей из дворянского рода фон Эссен и родившейся на остове Саарема, 23 года. За плечами – учеба у Юрия Пэна в Витебске, два года в парижских академиях, один семестр в Строгановском училище в Москве. Ему – всего 18, сын знаменитого историка Лаппо-Данилевского еще не окончил гимназию. Через год они поженились. В 1918-м Кузьма Петров-Водкин принимает обоих в свою учебную мастерскую в реорганизованной Академии художеств. Счастье продлится недолго. Вместе они сочинили пьесу «Баба-яга», создали эскизы декораций к постановке (не осуществлена). Из трех остальных театральных работ Александра была реализована только одна. Бенита создавала для Пролеткульта эскизы оформления Манежной площади в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции. В начале 1919 года голод заставил художников покинуть Петроград. При возвращении Александр заразился сыпным тифом и умер в январе 1920 года. Петров-Водкин организовал две персональные выставки художника, издал о нем небольшую книгу воспоминаний. Бенита пережила мужа более чем на полвека. Участвовала в выставках различных объединений, работала в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. В 1941-м помогала эвакуировать скульптуры Эрмитажа, пережила здесь первую блокадную зиму. После войны вернулась в Ленинград к профессиональной рабо те, но ее имя больше не появлялось на афишах.

Любопытна история нынешнего проекта, которую нашей газете рассказал коллекционер Владимир Левшенков. Эссен дружила с семьей Владимира Малагиса, который также был учеником Петрова-Водкина. После ее смерти часть архива была передана в Русский музей, а часть оказалась в распоряжении Евы Малагис, дочери художника. В 1977 году та уехала в эмиграцию и вывезла произведения Лаппо-Данилевского и Эссен во Францию. Несколько лет назад Левшенков приобрел это собрание. Тогда и возникла идея нынешней выставки, которая в итоге объединила более ста произведений двух художников из Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, частных собраний Петербурга и Москвы.

Колка дров_Пр.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке куратор Ксения Ремизова взяла слова Петрова-Водкина: «В искусстве самое трудное – соподчинение и соравенство формы и содержания. Этот профессиональный такт был всецело присущ чисто европейскому характеру Лаппо-Данилевского». Выставка соединила его яркие эскизы к постановкам «Баба-яга» и «Как огородник на царевне женился и злых министров наказал», авангардистский рисунок «Игра в теннис», юмористическую зарисовку «Ной спасающий», где библейский персонаж, стоя на причале, пытается вытянуть из воды жирафа.

Центральными работами Эссен стали акварели «Колка дров» и эскиз к дипломной работе «Сказка». В них чувствуется влияние построений Петрова-Водкина. Особенно в сказке с лестницей, ведущей на небо. В 1941 году она сделала рисунок «Улица ночью». В блокадную зиму уже не различить буквы на вывеске. То ли «Мебель», то ли «Метель».

#выставка #художники #экспедиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6774) от 30.09.2020 под заголовком «Лестница в небо».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?