В KGallery открылась выставка учеников Петрова-Водкина

В KGallery (набережная реки Фонтанки, 24) открылась выставка «Любимые ученики Петрова-Водкина. Александр Лаппо-Данилевский и Бенита Эссен».

В KGallery открылась выставка учеников Петрова-Водкина | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В первом за многие годы персональном показе двух художников соединились личные судьбы и история русского авангарда.

Они познакомились в 1916 году в Петрограде во время обучения в частной художественной школе Михаила Бернштейна и Леонида Шервуда. Ей, происходившей из дворянского рода фон Эссен и родившейся на остове Саарема, 23 года. За плечами – учеба у Юрия Пэна в Витебске, два года в парижских академиях, один семестр в Строгановском училище в Москве. Ему – всего 18, сын знаменитого историка Лаппо-Данилевского еще не окончил гимназию. Через год они поженились. В 1918-м Кузьма Петров-Водкин принимает обоих в свою учебную мастерскую в реорганизованной Академии художеств. Счастье продлится недолго. Вместе они сочинили пьесу «Баба-яга», создали эскизы декораций к постановке (не осуществлена). Из трех остальных театральных работ Александра была реализована только одна. Бенита создавала для Пролеткульта эскизы оформления Манежной площади в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции. В начале 1919 года голод заставил художников покинуть Петроград. При возвращении Александр заразился сыпным тифом и умер в январе 1920 года. Петров-Водкин организовал две персональные выставки художника, издал о нем небольшую книгу воспоминаний. Бенита пережила мужа более чем на полвека. Участвовала в выставках различных объединений, работала в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. В 1941-м помогала эвакуировать скульптуры Эрмитажа, пережила здесь первую блокадную зиму. После войны вернулась в Ленинград к профессиональной рабо те, но ее имя больше не появлялось на афишах.

Любопытна история нынешнего проекта, которую нашей газете рассказал коллекционер Владимир Левшенков. Эссен дружила с семьей Владимира Малагиса, который также был учеником Петрова-Водкина. После ее смерти часть архива была передана в Русский музей, а часть оказалась в распоряжении Евы Малагис, дочери художника. В 1977 году та уехала в эмиграцию и вывезла произведения Лаппо-Данилевского и Эссен во Францию. Несколько лет назад Левшенков приобрел это собрание. Тогда и возникла идея нынешней выставки, которая в итоге объединила более ста произведений двух художников из Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, частных собраний Петербурга и Москвы.

Колка дров_Пр.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке куратор Ксения Ремизова взяла слова Петрова-Водкина: «В искусстве самое трудное – соподчинение и соравенство формы и содержания. Этот профессиональный такт был всецело присущ чисто европейскому характеру Лаппо-Данилевского». Выставка соединила его яркие эскизы к постановкам «Баба-яга» и «Как огородник на царевне женился и злых министров наказал», авангардистский рисунок «Игра в теннис», юмористическую зарисовку «Ной спасающий», где библейский персонаж, стоя на причале, пытается вытянуть из воды жирафа.

Центральными работами Эссен стали акварели «Колка дров» и эскиз к дипломной работе «Сказка». В них чувствуется влияние построений Петрова-Водкина. Особенно в сказке с лестницей, ведущей на небо. В 1941 году она сделала рисунок «Улица ночью». В блокадную зиму уже не различить буквы на вывеске. То ли «Мебель», то ли «Метель».

#выставка #художники #экспедиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6774) от 30.09.2020 под заголовком «Лестница в небо».


Комментарии