В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Ленинград»
В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Ленинград» (12+), в центре которой — одноименный литографический цикл Анатолия Каплана. Художник начал создавать его в 1944 году, вскоре после возвращения из эвакуации, и продолжал эту работу до середины 1950‑х

«Гагаринская улица. Покраска дома». 1944. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Проект посвящен 79‑й годовщине полного освобождения города от фашистской блокады и приурочен к 120‑летию со дня рождения Анатолия Каплана (1903 – 1980). Всего на выставке представлено около 160 литографий и рисунков художника из частной коллекции семьи Кушнир и собрания Музея истории Петербурга. Все рисунки, часть из которых являлись подготовительными к литографиям, демонстрируются для широкой публики впервые.
Сейчас в простых названиях строгих черно-белых оттисков — «Ремонт моста на Конюшенной площади», «Засыпка траншей на Марсовом поле», «Углубление дна канала Грибоедова» и других — чувствуется неопровержимая сила документа. Но для Каплана, пережившего в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму, это было еще и важное эмоциональное переживание, которое он стремился передать зрителю. Жизнь налаживается, город возвращается к мирной жизни обретает прежний облик, дорогой и близкий сердцу художника.
Не случайно Каплан подробно фиксирует сценки, которые в другое время, наверное, не привлекли бы его внимание, например, «Ремонт решетки Кировского моста», «Асфальтирование площади Искусств», «Разгрузка песка на набережной Робеспьера»… В литографии «Уборка снега» четыре женщины тянут по набережной реки Мойки огромные сани со снегом. Художник подчеркивает значимость этой работы по очистке города. Так же как преисполнены сознания важности своего дела женщины, удерживающие на тросах строительную люльку в литографии «Гагаринская улица. Покраска дома».

Сюжет про установку памятника Петру I напротив Михайловского замка представлен и на литографии, и на подготовительном рисунке. Видно, как художник ищет лучший ракурс, добиваясь выразительности оттиска.
Выставку завершают литографии 1944 года «Александровская колонна. Ливень» и «Первый снег. Марсово поле» — город постепенно возвращается к мирной жизни.
Выставка работает по 28 февраля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7347) от 01.02.2023 под заголовком «Очистительный ливень».
Материалы рубрики
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии