В Музее Набокова открылась выставка гражданских и военных телефонных аппаратов
В Музее В. В. Набокова (Большая Морская улица, 47) открылась выставка из двух частных петербургских собраний «XX век начинается». Можно увидеть около сорока гражданских и военных телефонных аппаратов, изготовленных в начале прошлого века.

ФОТО автора
Неожиданная, на первый взгляд, тема для литературного музея отнюдь не случайна. Дом, куда в 1897 году поселились Владимир Набоков-старший и Елена Рукавишникова — родители будущего писателя, был капитально перестроен в 1901 – 1902 годах по проекту архитектора Михаила Гейслера в стиле модерн и оборудован телефонной связью. К тому времени с начала телефонизации Петербурга прошло двадцать лет, число абонентов достигло 3,8 тысячи. Здания на престижной Большой Морской, где располагались особняки, банки и дорогие магазины, были телефонированы. В доме № 22 находилась Центральная городская телефонная станция.
Музей привлек для участия в выставке коллекционеров Дмитрия Кольцова и Александра Зубкина. Оба давно занимаются историческими реконструкциями событий Первой мировой войны в объединении военно-исторических клубов «Связист», отсюда и интерес к телефонным аппаратам того времени. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Кольцов, пятнадцать лет назад он приобрел свой первый аппарат, это был полевой индукционный телефон, изготовленный в 1915 году на телефонной фабрике «Русское акционерное общество Л. М Эрикссон и Ко» (Большой Сампсониевский пр., 60). Со временем коллекция разрослась, в ней появились аппараты производителей разных стран, в том числе редкие, например, сделанный в 1920 году в Японии для армии Колчака с надписями на русском языке.
«Коллекционирование телефонов стало частью жизни, теперь стараюсь приобретать запчасти к ним и литературу начала ХХ века. Вместе им уютно в книжных шкафах», — говорит Дмитрий Кольцов. И добавляет, что старинными телефонами петербургских коллекционеров давно заинтересовались киношники. Аппараты были востребованы на съемках художественно-документального фильма о событиях 1917 года «Переворот», телесериала «Белая гвардия» и других картин.
Александр Зубкин не без гордости демонстрирует полевой телефонный аппарат местной батареи с фоническим вызовом. Известно только его место производства — Австро-Венгрия, дата приблизительная — до 1914 года. Ни в одном из известных Зубкину каталогов эта модель не встречается.
«Коллекционирование старинных телефонных аппаратов — это повседневный процесс поиска не только самой техники, но и наставлений к ней, инструкций пользователям, технической литературы. Как раз в день вернисажа купил книгу «Сухие гальванические элементы», изданную в 1912 году. Положил ее в выставочную витрину с книгами о телефонах», — рассказал Зубкин.
Коллекционеры не только собирают антикварную технику. Они ее используют по прямому назначению во время исторических реконструкций, поэтому большинство представленных на выставке телефонных аппаратов отреставрированы и действуют. Работа одного из них была успешно продемонстрирована на вернисаже.
А на вопрос о том, какой гражданский телефонный аппарат мог служить Набоковым, Кольцов и Зубкин показывают настенный телефонный аппарат местной батареи с индукторным вызовом, модель АВ 530. Это модификация 1911 года, но более ранние образцы стали производить с 1900 года на петербургской фабрике «Эрикссон». Как раз в то время, когда строился дом Набоковых.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7346) от 31.01.2023 под заголовком «Набоков у аппарата».
Материалы рубрики
В Пушкине подготовили выставку в честь Александра Моисеевича
Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 марта
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 18 марта
В разделе «Шиизм» экспозиции «Ислам» Музея истории религии прошла частичная реэкспозиция
Русский музей отметит свое 125-летие
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии