В Филармонии состоялся концерт памяти жертв 11 сентября

11 сентября, в двадцатую годовщину террористического акта в Америке, унесшего больше трех тысяч человеческих жизней, в Большом зале Филармонии состоялся концерт памяти жертв этого преступления. Идею Филармонического общества Санкт-Петербурга, поддержанную Филармонией имени Шостаковича и Санкт-Петербургским домом музыки, с энтузиазмом встретила музыкальная общественность города: зал был полон. За этим культурным событием незримо стояла и петербургская Консерватория, чьим первым выпускником по классу композиции был Петр Чайковский. Ее студентами, а ныне преподавателями были участники концерта – дирижер, солисты, оркестранты...

В Филармонии состоялся концерт памяти жертв 11 сентября | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Счастлива сама мысль исполнить в память о жертвах террористов три шедевра великого русского композитора. Музыку Петра Ильича в Америке знают и любят. Именно его пригласили в 1891 году дирижировать на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке. К тому времени музыка его была уже популярна в США. В 1875 году в Бостоне прошла мировая премьера Первого фортепианного концерта Чайковского, исполнялись его Первая оркестровая сюита, Скрипичный концерт, Четвертая симфония... Во время американских гастролей Чайковского Первый концерт звучал под его управлением в Нью-Йорке и других городах. Оркестранты и публика при появлении композитора устраивали ему овацию. «Меня здесь всячески ласкают, чествуют, угощают. Оказывается, в Америке я вдесятеро известнее, чем в Европе... Я здесь знаменитость гораздо большая, чем в России. Не правда ли, как это курьезно!!!» – писал Петр Ильич племяннику Владимиру Давыдову.

И в самом деле курьезно, особенно если припомнить, что о музыке Первого фортепианного концерта критик Н. Соловьев писал после петербургской премьеры, что «...она далеко не соответствует тому, что можно ожидать от композитора столь бесспорно талантливого, как г. Чайковский. Впрочем, это первый фортепианный концерт г. Чайковского, а как говорится, первый блин часто выходит комом». Еще больше расстроил композитора отзыв его друга Германа Лароша: «Между сочинениями господина Чайковского новый концерт занимает весьма и весьма второстепенное место». К счастью, публика, русская и американская, опережала профессиональных критиков в признании любимого композитора.

На концерте 11 сентября народный артист России Сергей Ролдугин трактовал Вариации на тему рококо как пьесу преимущественно камерную. В его исполнении подчеркивались ансамблевые черты, солист не соревновался с оркестром, а вступал в диалоги с отдельными группами инструментов – благо Чайковский избрал для Вариаций «по-моцартовски» камерный состав оркестра.

Заслуженный артист России Илья Иофф, напротив, не уклонялся от состязания с расширенным симфоническим оркестром. Скрипка звучала победительно ярко, масштабно – как в экспрессивном первом Аллегро с его мелодически напряженной кантиленой и невероятно виртуозной каденцией или в ослепительном танцевальном финале. Порою же впечатляла светлой задушевной интонацией, присущей средней части – лирической Канцонетте.

Затем вступил «в бой» лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев: колоннада аккордов фортепиано с первых же тактов вторит гимнической теме, возвещаемой оркестром, – сегодня она знакома не только меломанам, но и спортивным болельщикам (под звуки вступления к Первому фортепианному концерту вручали золото нашим олимпийцам). Музыка и ее исполнение – мощное, полное торжества и, не побоюсь этого слова, отваги – стали замечательным итогом вечера, вызвали долгие аплодисменты зала. Они были адресованы и уже названным солистам, и дирижеру заслуженному артисту России Александру Титову, и Санкт-Петербургскому государственному академическому симфоническому оркестру.

Русские черты в «по-французски» галантной теме рококо, украинские темы лирников и веснянки в Первом фортепианном концерте, русский трепак в финале Скрипичного концерта – свидетельство «всемирной отзывчивости» Чайковского, «всечеловечества» русского гения (воспользуемся словами Ф. М. Достоевского). Музыке со времен Бетховена и Чайковского принадлежит завидная роль – объединить народы в одну семью.

#концерт #филармония #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7009) от 15.09.2021 под заголовком «Чайковский всемирно отзывчивый».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?