Поэт и «Татьяна». Представляем работы скульптора Пармена Забелло

Продолжаем серию публикаций, посвященную коллекции Всероссийского музея им. А. С. Пушкина и приуроченную к юбилею поэта. Сегодня — рассказ о двух произведениях скульптора Пармена Забелло (1830 – 1917), ныне малоизвестного широкой публике.

Поэт и «Татьяна». Представляем работы скульптора Пармена Забелло  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Татьяна Павлова, хранитель фонда скульптуры, рассказала, что ей удалось уточнить датировки двух работ Забелло — гипсовой модели памятника Пушкину в Москве и мраморной скульптуры «Татьяна». В старых инвентарях обе были датированы 1872 годом.

Мойка12_Ларина_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Первый конкурс на проект памятника поэту для Белокаменной, где он родился, был проведен в 1872 году и занял восемь месяцев. В тот год Забелло только возвратился из многолетнего пребывания за границей, где совершенствовал свое мастерство после успешного обучения в Академии художеств. Поскольку первый конкурс не принес результата — ни одна из 15 моделей не устроила жюри, в 1874 году был объявлен второй конкурс. В нем участвовало 19 работ. Жюри отметило работы двух авторов — Пармена Забелло и Александра Опекушина. В музейном собрании находится модель Забелло, которая изображает стоящую фигуру печального Пушкина со шляпой в руке.

Оба скульптора продолжили работу над образом поэта и в 1875 году приняли участие в третьем конкурсе. Кроме них соревновались Марк Антокольский и Иван Шредер, у которых Пушкин представал на вершине славы в окружении персонажей из многих известных произведений. Как отмечали современники, реально соревновались только Забелло и Опекушин. Судя по публикации в популярном в те годы журнале «Всемирная иллюстрация», Забелло несколько изменил модель памятника. Пушкин изображен стоящим со скрещенными на груди руками. В итоге победил Опекушин, проект которого и был реализован. Памятник был открыт 6 июня 1880 года на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Модель памятника 1874 года работы Забелло демонстрировалась на Всесоюзной пушкинской выставке 1937 года. Там же была представлена и мраморная скульптура «Татьяна», созданная Забелло. Ее история еще интереснее и прослежена хранителем Павловой по немногочисленным источникам. 19 декабря 1864 года во время поездки по Европе цесаревич Николай Александрович в день отъезда из Флоренции в Ниццу заказал скульптору изображение пушкинской героини из романа «Евгений Онегин». Почему наследник русского престола выбрал именно Татьяну, осталось неизвестным. В апреле следующего года цесаревич скоропостижно скончался. Забелло не прекращал работу над скульптурой, так как договор продолжал действовать. В марте 1867 года «Татьяна» была завершена, скульптура должна была отправиться в Петербург. Но по устному распоряжению великой княгини Марии Николаевны, президента Академии художеств, эта скульптура была отправлена на Всемирную выставку в Париж и только потом попала в Петербург и была помещена в Красную гостиную Аничкова дворца. В 1869 году изображение скульптуры опубликовала упомянутая «Всемирная иллюстрация». Пробыла «Татьяна» во дворце до 1928 года, затем ее передали в Русский музей. После Всесоюзной пушкинской выставки она попала в фонд, ставший основой нынешнего Всероссийского музея А. С. Пушкина. Недавно скульптуру весом 600 кг реставрировали, готовя для нескольких выставок. По разным причинам она никуда не выезжала.

Одно творение Пармена Забелло можно всегда увидеть в Петербурге. Это памятник Михаилу Ломоносову на площади, которая носит имя ученого и поэта.


#Пушкин #скульптор #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7652) от 25.04.2024 под заголовком «Поэт и «Татьяна»».


Комментарии