В Доме журналиста представили альбом с фотографиями 265 петербургских мостов

В Доме журналиста представили альбом Сергея Компанийченко «Санкт-Петербург в ожерелье мостов».

В Доме журналиста представили альбом с фотографиями 265 петербургских мостов | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Этот фундаментальный труд, на создание которого ушло 34 года, содержит 532 страницы. На них уместились фотографии 265 петербургских мостов. О каждом – краткая историческая и техническая справка. В том, что все написано грамотно и со знанием дела, можно не сомневаться: по образованию Компанийченко – инженер-мостостроитель.

Признаюсь честно: получив от автора, моего старого друга, в подарок эту книгу, я читал ее медленно, наверное, целый месяц. Сверялся с картами и путеводителями, пытался вспомнить, где я был, а где не был. И будто заново открывал для себя любимый город, где живу много лет. И, что интересно, вел меня по нему не коренной, в пятом поколении, петербуржец, а человек, приехавший сюда в зрелом возрасте с другого конца страны и с ходу влюбившийся в эту красоту. Прошли десятилетия, а он все не устает восхищаться...

Те же, кто не поленился прийти на презентацию (а таковых оказалось немало), его восхищение смогли разделить. Компанийченко не только «пролистал» перед ними всю книгу на пятиметровом экране, но и прокомментировал увиденное. Увы, в силу ограниченного времени кратко, хотя дай ему волю – мог бы наверняка говорить часами.

История мостов – это история города, построенного на «паутине» из рек, речек и каналов. Иногда какие-то из них засыпали, другие спрямляли, третьи рыли заново. И мосты были сначала деревянные, потом каменные, чугунные, железобетонные, вантовые. Их тоже ломали, переделывали (иногда, между прочим, уничтожая истинные произведения искусства), на месте старых строили новые. Здесь оттачивалась инженерная наука, внедрялись новые технологии, применялись смелые, порой рискованные технические решения.

Знаете ли вы, к примеру, про единственный в России полностью алюминиевый мост? А называется он Коломенский, проложен через канал Грибоедова. А то, что мост Александра Невского – на самом деле вантовый?.. Только ванты располагаются не снаружи, как обычно, а проходят внутри железобетонных балок!

Со временем менялись не только сами мосты, но и отношение к ним. Большой Охтинский, который сейчас считается памятником эпохи модерна, когда-то был признан грубой градостроительной ошибкой. Про Лесопильный мост через Волковку и вовсе забыли – его нет ни на картах, ни в официальных реестрах. А он, мощный, рассчитанный на вес груженого товарного вагона, стоит безо всякого ухода уже не одно десятилетие. И Компанийченко, между прочим, по топким берегам, в резиновых сапогах, к нему прошел, измерил его рулеткой, сфотографировал – по сути, открыл миру.

Мосты он снимал во все времена года, в разное время суток, в дождь, снег и туман. Снимал с крыш домов и куполов соборов, с вертолета, воздушного шара и даже с байдарки, плывущей по Обводному каналу. К одному и тому же объекту порой возвращался много раз, иногда через годы. Мучительно искал нужный ракурс, свет. Из сотен кадров отбирал тот, который можно было бы, избежав упреков в банальности, явить миру.

Кто сейчас так работает? Наверное, единицы. Обычное дело: налетел, пощелкал, наскоро файл обработал, слил в Сеть, побежал дальше. А здесь – работа вдолгую, на полжизни. Не для славы и самолюбования. Без гарантированных «пряников» на финише. Зато и результат – удивительный: по сути, написана настоящая энциклопедия города. Только не пером, а объективом фотоаппарата.

И – уже за скобками информационной составляющей – все это бесконечно красиво. Не оторвать глаз.


#Дом журналиста #альбомы #фотография #мост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 ( 7047) от 10.11.2021 под заголовком «Не пером, а объективом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?