Удача и крепкие нервы

Минувшее лето надолго запомнится молодой солистке Мариинского театра Евгении Муравьевой: она неожиданно для себя дебютировала в титульной партии в премьере оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича под управлением маэстро Мариса Янсонса на главном европейском смотре — Зальцбургском фестивале. А также — в партии Саломеи в одноименной опере Рихарда Штрауса в Мариинском театре. Евгения рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что такое «проснуться знаменитой».

Удача и крепкие нервы | ФОТО предоставлено Зальцбургским фестивалем

ФОТО предоставлено Зальцбургским фестивалем

— Как вы решились принять вызов судьбы и заменить заболевшую звезду?

— Да, рано или поздно выпадает такой шанс, чудеса случаются. Я исполняла партию Аксиньи. Она маленькая, но совсем не простая: в ней было над чем поработать. Она требует большого голоса, перекрывающего оркестр, хор и ансамбль солистов. Как ни парадоксально, но первую репетицию оперы начали именно со сцены насилия над Аксиньей.

Когда же мне позвонили и слезно попросили хотя бы просто спеть партию Катерины на репетиции, я согласилась, потому что знала ее по спектаклю в Мариинском театре. Нина Стемме уже свой второй спектакль провела очень напряженно. И агент снова позвонил мне с просьбой заменить певицу. Я сначала не поверила, но быстро собралась, за два часа мы отрепетировали, и на следующий день я спела спектакль. Не скрою: было тяжело, я не знала всех мизансцен, мне подсказывали по ходу действия, куда я должна пойти и что сделать. Нина спела два первых спектакля, я — три оставшихся.

— «Быстро собраться» вам помогла, полагаю, школа Мариинского театра, которая приучает к авральному режиму работы, к внезапным командировкам, неожиданным вызовам и заменам?

— Да, могу поблагодарить Мариинский театр, главным образом концертмейстеров, которые со мной работали, прежде всего Ирину Юрьевну Соболеву, увидевшую во мне певицу, способную спеть Катерину. А в Зальцбурге ангелом-хранителем для меня стал Марис Арвидович Янсонс, который заметил: «У тебя крепкие нервы».

Маэстро знал, что в моем репертуаре есть партия Катерины, и не сомневался, что я спою красиво. Он волновался, не слишком ли я молода, чтобы полностью раскрыть образ героини во всем его трагизме. В итоге дирижер остался доволен: ему понравилось и как было спето, и как было сыграно.

Он провел неоценимую работу, одухотворяя всех, работая с самой первой до самой последней репетиции, не пропустив ни одной. Меня восхищает, насколько этот человек преданно и самоотверженно относится к делу своей жизни. Маэстро просил меня взглянуть на образ главной героини так, чтобы Катерина была над всеми, возвышалась, как Катя Кабанова — луч света в темном царстве. И режиссер, и художник выделяли ее особость цветом и светом.

— С оркестром не пришлось бороться?

— Венский филармонический оркестр — что-то запредельное. Сказать, что с ними работать одно удовольствие, не сказать ничего. С ними было очень комфортно работать, а ведь я впервые и почти без репетиций вышла к этому оркестру. Маэстро Янсонс, казалось, дышал вместе с певцами, существуя в каждой ноте. Это было как волшебство, когда выходишь и все само собой получается. Я однажды позволила себе заметить Марису Арвидовичу: «С вами спеть плохо просто невозможно».

— Постановка «Леди Макбет Мценского уезда» в Мариинском театре очень содержательная и за многие годы морально не устарела. Но все же вы, вероятно, почувствовали большую разницу в эстетике спектаклей у нас и на премьере Зальцбургского фестиваля?

— Спектакль в Мариинском действительно очень интересный, режиссер поставил оперу так, что она живет до сих пор, не чахнет. Зальцбургскую постановку Андреаса Кригенбурга я бы не назвала более жесткой. Но она была больше приближена к нашему времени, а значит, на мой взгляд, нам, певцам, более понятна, и оттого играть можно было естественнее, легче. В любом случае в жизни все бывает еще жестче. В театре этого натурализма и не передать.

— Минувший сезон заставил говорить о вас и после вашего ярчайшего дебюта в заглавной партии в «Саломее» Штрауса в Мариинском театре, поставленной Маратом Гацаловым. Я слышал вас в театре «Санкт-Петербург опера» в «Богеме» Пуччини, где вы пели Мими, в Мариинском театре в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, где пели Графиню. Услышав вас в «Саломее», я был поражен, как необыкновенно изменился с тех пор ваш голос.

— Вероятно, вы слышали меня до рождения дочери, которой уже три года. С того момента действительно произошла метаморфоза: голос изменился — стал больше. Никогда не думала, что буду петь Саломею, пока мне не предложили попробовать. Я попробовала: она у меня получилась легче, чем Катерина Измайлова. После того как был выучен немецкий текст, я купалась в красивейшей музыке. С немецким репертуаром я прежде не сталкивалась, готовила лишь Гутруну в «Гибели богов» Вагнера, которая стала для меня разминкой. Постепенно я втянулась в стихию и ритм языка, и пошло легче, немецкий стал ближе.

— Как вам работалось с режиссером, для которого «Саломея» стала первым опытом работы в оперном жанре?

— Необычно. Я не сталкивалась прежде с модернизмом такого толка. И режиссер оказался не из тех, кто привык работать с певцами. Много нового и интересного узнала. По требованию режиссера пришлось прочитать «Мир как беспредметность» Малевича.

Согласно концепции Марата Гацалова, «Саломея» — это противоборство структуры, слова (в лице Иоанна) и стихии и гармонии (в лице Саломеи). Он не рассматривал ее историю как нечто бытовое, связанное с конкретным убийством, для него это очень высокая абстрактная материя. На этой идеологии у него все и замешано.

#Интервью #Евгения Муравьева

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.