У истоков русского искусства. В Русском музее откроется национальная школа реставрации

На днях Министерство культуры РФ приняло решение о создании в Русском музее национальной школы реставрации, основой которой станет единый межмузейный реставрационный научно-исследовательский центр. Это важное, знаковое событие произошло одновременно с завершением специалистами музея реставрации редкой иконы XVI века. «Санкт-Петербургские ведомости» первыми увидели этот шедевр древнерусского искусства и услышали рассказ художников-реставраторов. Служба реставрации музейных ценностей крупнейшего в мире собрания отечественного изобразительного искусства недавно отметила вековой юбилей, который сопровождался большой выставкой «Сохраняя историю». Но работа реставраторов не прекращается ни на один день: впереди новые выставочные проекты, да и все музейные предметы, особенно если они прежде бытовали у людей, требуют постоянного внимания. Этим материалом мы начинаем серию публикаций о работе реставрационных мастерских Русского музея. Первый рассказ — об отделе реставрации древнерусской живописи.

У истоков русского искусства. В Русском музее откроется национальная школа реставрации | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Сияние «Чуда»

Первое, что мы увидели, войдя в отдел реставрации древнерусской живописи, — дивной красоты икону «Чудо Георгия о змие». Не ярко, но благородно, как положено старинной иконе, сияли золотистый лик Георгия, его красные одежды и белый конь. «Чтобы вы увидели эту красоту, понадобилось в общей сложнос­ти полвека», — сообщил с загадочной улыбкой Игнат Ратников, художник-реставратор.

И отвечая на естественные вопросы о таком необычном большом сроке, даже для всегда долгой реставрации икон, начал с рассказа об истории памятника.

В 1935 году из экспедиции по Ленинградской области сотрудники регионального отдела по делам музеев и охраны памятников привезли икону, происходившую из деревянного храма Николая Чудотворца. Он был построен в 1696 году в деревне Согиницы Подпорожского района. Теперь это памятник архитектуры, входящий в учебники по деревянному зодчеству Русского Севера.

По возвращении в Ленинград Николай Перцев, известный ленинградский реставратор, участник той экспедиции, отмечал в своем дневнике, что под поздними записями масляными красками «проба выявляет потрясающе интересный памятник начала XVI века «Чудо Георгия о змие». Вскоре икону передали в Русский музей.

Но только в 1970 году она попадает в реставрационную мас­терскую. Ирма Ярыгина, тогда возглавлявшая сектор реставрации древнерусской живописи, произвела расчистку примерно трети иконы, включая большую часть изображения Георгия и его коня, а также «клеймо» в правом верхнем углу с изображениями: «Огненное восхождения пророка Ильи» и «Святитель Николай Чудотворец». Они посвящены соответствующим приделам согиницкой церкви.

Эта работа подтвердила предположение Перцева, что под записями находится оригинал XVI века в хорошей сохраннос­ти. По разным причинам работа по возвращению иконе ее первоначального облика была приостановлена.

В 2016 году ее продолжил и завершил в 2024‑м Игнат Ратников. Ему «достались» нижняя часть иконы, где изображен змий и вся ее левая сторона, с изображением фигуры Иисуса Христа, благословляющего Георгия, а также изображением крупа коня и изящ­ного сапожка на ноге главного персонажа иконы.

Реставрация3_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Под записями стал виден тонкий авторский красочный слой. Реставратору пришлось под мик­роскопом специальными инструментами постепенно стачивать слои поновлений и потемневшей олифы до прозрачного состояния. Затем в местах, где сохранился авторский красочный слой, удалять запись окончательно, а там, где он утрачен, оставлять поновительский слой записи. Это касается, например, сапожка Георгия и части сбруи его коня.

В ходе работы Ратников увидел, что авторское изображение головы змея находится ближе к краю иконы. «В какой‑то момент выявились изображения сразу двух голов змея — авторское и поновительское. Это выглядело забавно», — вспоминает реставратор. Изображение туловища змея было выполнено коричневым и охристым цветом и визуально разделено на светлую и темную части. Особенно интересно, как автор выполнил темную часть — он нанес на красочный слой темно-вишневый лак. Очень смело и, вероятно, быстро, так как после расчисток стали видны мазки, оставленные кистью иконописца.

Особую сложность представляла расточка и удаление записи на изображении крыльев змея. «Краска здесь лежала плотная, фактурная. Она закрывала очень тонкий авторский слой с минимальной прослойкой олифы. Запись приходилось сначала растачивать микроскальпелем до верхушек — а затем удалять ее из углублений. На изображении лапок змея открылись позолоченные коготки», — пояснил Ратников.

Реставрация4_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Реставрация «Чуда Георгия о змие» полностью завершена. Впервые в практике Русского музея на этой иконе оставлен небольшой контрольный нерасчищенный фрагмент. В начале 2027 года в Русском музее планируется проведение масштабной выставки «Русский Север». На ней «Чудо Георгия о змие» увидит широкая публика.

Стратиграфия иконы

Чтобы не запутаться в технологии создания иконы, мы расспросили об этом Елену Азарнину, заведующую отделом реставрации древнерусской живописи Русского музея. Она показала небольшую икону XVII века «Апостолы Петр и Павел с Богоматерью Знамение в предстоянии», которой предстоит консервация. Это обязательный первый этап любой реставрации. Икона написана на двух досках, которые скреплены шпонками. На доски наклеена паволока — льняная ткань. Иногда ее предварительно стирали, чтобы избежать заломов, а также могли проваривать в осетровом клее. На данной иконе паволока наклеена по стыку досок. Затем на ткань в несколько слоев наносился левкас — грунт, в его составе мел и осетровый клей. Левкас тщательно шлифовали и только потом наносили рисунок углем. Если на иконе должно быть золочение — на нимбе, на фоне и т. д., то под золото участки грунта отдельно выравнивалась. Дополнительно на них наносился полимент — специальный клеящий состав.

У иконописцев были специализации — одни изображали лики, другие — одежды, третьи — пейзажи. «В распоряжении древних художников был очень небольшой набор пигментов — белила, киноварь, охра для создания темперы — краски на основе яичного желтка. Но они добивались ­внушительных оптических эффектов за счет смешения и наложения красочных смесей. ­Например, взяв в нужной пропорции охру и угольную черную, получали разные тона оливкового цвета. «После написания икона покрывалась льняным маслом или олифой», — пояснила Азарнина.

Такая сложная «стратиграфия» икон делает их уязвимыми к перепадам влажности, которые неизбежны, даже если икона постоянно находилась в одном, закрытом помещении. На практике старинные иконы неоднократно переносились с одного места на другое. При изменении влажности названные материалы ведут себя по‑разному. «Именно поэтому, когда икона поступает к нам, первым делом мы выявляем и стремимся приостановить деструкции. Реставрационные мероприятия по консервации и раскрытию авторской живописи от поздних записей проводятся по решению реставрационной комиссии Русского музея», — подчеркивает Елена Васильевна.

Сколько было апостолов

Следующую остановку мы делаем у стола художника-реставратора Ирины Халбаевой. Она завершает расчистку иконы середины XVII века «Вход в Иерусалим», которая поступила в 1928 году в Русский музея и происходит из одной из церквей известного Александро-Свирского монастыря.

В ходе работы Ирина выявила семь (!) поновительских слоев — два зеленых красочных слоя, перезолота, затем два слоя охры и еще одна перезолота с потемневшим слоем олифы. Также на иконе находятся слои загрязнений. Для предстоящего фотографирования иконы Ирина Халбаева сохранила на разных участках живописи небольшие фрагменты с поновительскими слоями. Сейчас хорошо видно, что, например, под поздними нимбами двух апостолов выявилось первоначальное изображение нимбов 12 апостолов. Ветки пальмы у автора иконы более тонкие, тщательнее прописанные. После полной фотофиксации фрагментов поновлений Халбаева завершит расчистку и произведет тонирование мест утраченного авторского слоя акварельными красками. Они обратимы. Икона «Вход в Иерусалим» также будет экспонироваться на выставке «Русский Север».

Утюжок — «тянитолкай» и другие

В финале похода в реставрационную мастерскую наблюдаем, как художник-реставратор Наталья Тукаева занимается консервацией иконы XV века «Никола» с многочисленными поздними записями. Тукаева укрепляет грунт и красочный слой с помощью профилактических заклеек и пропиток. Наталья поясняет, что сначала поверхность иконы была пропитана двухпроцентным водным раствором осет­рового клея, изготовленного из плавательного пузыря рыбы. Затем на икону была приклеена папирос­ная бумага, пропитанная тем же клеем.

Теперь реставратор с помощью двух слоев фильтровальной бумаги и нагретого до 40 градусов неэлектрического утюга удаляет лишний клей. Точнее, речь идет о наборе из 10 утюгов: от стандартного чугунного советского утюга середины ХХ века весом 4 кг до утюжной миниатюры весом несколько граммов, которая была создана известным реставратором икон Рудольфом Александровичем Кесаревым.

Реставрация2_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

В этом же ряду находятся детский игрушечный утюг 1960‑х годов, деревянную ручку которого пришлось заменить на металлическую, а также придуманный реставраторами утюг — «тянитолкай». Помните персонажа сказки Корнея Чуковского «Доктор Айболит»? Один из двух носов утюга срезан, чтобы фиксировать мелкие шелушения красочного слоя икон. «Через две недели клей впитается в поверхность иконы «Никола», тогда мы смоем папиросную бумагу теплой водой, — поясняет Тукаева, — а затем, если реставрационный совет решит, что икона стабильна, можно приступать к ее расчистке».

Читайте также:

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Ассамбляж, объект, инсталляция»

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125‑летию со дня рождения»


#Русский музей #реставрация #иконы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7860) от 04.03.2025 под заголовком «У истоков русского искусства».


Комментарии