У истоков русского искусства. В Русском музее откроется национальная школа реставрации
На днях Министерство культуры РФ приняло решение о создании в Русском музее национальной школы реставрации, основой которой станет единый межмузейный реставрационный научно-исследовательский центр. Это важное, знаковое событие произошло одновременно с завершением специалистами музея реставрации редкой иконы XVI века. «Санкт-Петербургские ведомости» первыми увидели этот шедевр древнерусского искусства и услышали рассказ художников-реставраторов. Служба реставрации музейных ценностей крупнейшего в мире собрания отечественного изобразительного искусства недавно отметила вековой юбилей, который сопровождался большой выставкой «Сохраняя историю». Но работа реставраторов не прекращается ни на один день: впереди новые выставочные проекты, да и все музейные предметы, особенно если они прежде бытовали у людей, требуют постоянного внимания. Этим материалом мы начинаем серию публикаций о работе реставрационных мастерских Русского музея. Первый рассказ — об отделе реставрации древнерусской живописи.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Сияние «Чуда»
Первое, что мы увидели, войдя в отдел реставрации древнерусской живописи, — дивной красоты икону «Чудо Георгия о змие». Не ярко, но благородно, как положено старинной иконе, сияли золотистый лик Георгия, его красные одежды и белый конь. «Чтобы вы увидели эту красоту, понадобилось в общей сложности полвека», — сообщил с загадочной улыбкой Игнат Ратников, художник-реставратор.
И отвечая на естественные вопросы о таком необычном большом сроке, даже для всегда долгой реставрации икон, начал с рассказа об истории памятника.
В 1935 году из экспедиции по Ленинградской области сотрудники регионального отдела по делам музеев и охраны памятников привезли икону, происходившую из деревянного храма Николая Чудотворца. Он был построен в 1696 году в деревне Согиницы Подпорожского района. Теперь это памятник архитектуры, входящий в учебники по деревянному зодчеству Русского Севера.
По возвращении в Ленинград Николай Перцев, известный ленинградский реставратор, участник той экспедиции, отмечал в своем дневнике, что под поздними записями масляными красками «проба выявляет потрясающе интересный памятник начала XVI века «Чудо Георгия о змие». Вскоре икону передали в Русский музей.
Но только в 1970 году она попадает в реставрационную мастерскую. Ирма Ярыгина, тогда возглавлявшая сектор реставрации древнерусской живописи, произвела расчистку примерно трети иконы, включая большую часть изображения Георгия и его коня, а также «клеймо» в правом верхнем углу с изображениями: «Огненное восхождения пророка Ильи» и «Святитель Николай Чудотворец». Они посвящены соответствующим приделам согиницкой церкви.
Эта работа подтвердила предположение Перцева, что под записями находится оригинал XVI века в хорошей сохранности. По разным причинам работа по возвращению иконе ее первоначального облика была приостановлена.
В 2016 году ее продолжил и завершил в 2024‑м Игнат Ратников. Ему «достались» нижняя часть иконы, где изображен змий и вся ее левая сторона, с изображением фигуры Иисуса Христа, благословляющего Георгия, а также изображением крупа коня и изящного сапожка на ноге главного персонажа иконы.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Под записями стал виден тонкий авторский красочный слой. Реставратору пришлось под микроскопом специальными инструментами постепенно стачивать слои поновлений и потемневшей олифы до прозрачного состояния. Затем в местах, где сохранился авторский красочный слой, удалять запись окончательно, а там, где он утрачен, оставлять поновительский слой записи. Это касается, например, сапожка Георгия и части сбруи его коня.
В ходе работы Ратников увидел, что авторское изображение головы змея находится ближе к краю иконы. «В какой‑то момент выявились изображения сразу двух голов змея — авторское и поновительское. Это выглядело забавно», — вспоминает реставратор. Изображение туловища змея было выполнено коричневым и охристым цветом и визуально разделено на светлую и темную части. Особенно интересно, как автор выполнил темную часть — он нанес на красочный слой темно-вишневый лак. Очень смело и, вероятно, быстро, так как после расчисток стали видны мазки, оставленные кистью иконописца.
Особую сложность представляла расточка и удаление записи на изображении крыльев змея. «Краска здесь лежала плотная, фактурная. Она закрывала очень тонкий авторский слой с минимальной прослойкой олифы. Запись приходилось сначала растачивать микроскальпелем до верхушек — а затем удалять ее из углублений. На изображении лапок змея открылись позолоченные коготки», — пояснил Ратников.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Реставрация «Чуда Георгия о змие» полностью завершена. Впервые в практике Русского музея на этой иконе оставлен небольшой контрольный нерасчищенный фрагмент. В начале 2027 года в Русском музее планируется проведение масштабной выставки «Русский Север». На ней «Чудо Георгия о змие» увидит широкая публика.
Стратиграфия иконы
Чтобы не запутаться в технологии создания иконы, мы расспросили об этом Елену Азарнину, заведующую отделом реставрации древнерусской живописи Русского музея. Она показала небольшую икону XVII века «Апостолы Петр и Павел с Богоматерью Знамение в предстоянии», которой предстоит консервация. Это обязательный первый этап любой реставрации. Икона написана на двух досках, которые скреплены шпонками. На доски наклеена паволока — льняная ткань. Иногда ее предварительно стирали, чтобы избежать заломов, а также могли проваривать в осетровом клее. На данной иконе паволока наклеена по стыку досок. Затем на ткань в несколько слоев наносился левкас — грунт, в его составе мел и осетровый клей. Левкас тщательно шлифовали и только потом наносили рисунок углем. Если на иконе должно быть золочение — на нимбе, на фоне и т. д., то под золото участки грунта отдельно выравнивалась. Дополнительно на них наносился полимент — специальный клеящий состав.

У иконописцев были специализации — одни изображали лики, другие — одежды, третьи — пейзажи. «В распоряжении древних художников был очень небольшой набор пигментов — белила, киноварь, охра для создания темперы — краски на основе яичного желтка. Но они добивались внушительных оптических эффектов за счет смешения и наложения красочных смесей. Например, взяв в нужной пропорции охру и угольную черную, получали разные тона оливкового цвета. «После написания икона покрывалась льняным маслом или олифой», — пояснила Азарнина.
Такая сложная «стратиграфия» икон делает их уязвимыми к перепадам влажности, которые неизбежны, даже если икона постоянно находилась в одном, закрытом помещении. На практике старинные иконы неоднократно переносились с одного места на другое. При изменении влажности названные материалы ведут себя по‑разному. «Именно поэтому, когда икона поступает к нам, первым делом мы выявляем и стремимся приостановить деструкции. Реставрационные мероприятия по консервации и раскрытию авторской живописи от поздних записей проводятся по решению реставрационной комиссии Русского музея», — подчеркивает Елена Васильевна.
Сколько было апостолов
Следующую остановку мы делаем у стола художника-реставратора Ирины Халбаевой. Она завершает расчистку иконы середины XVII века «Вход в Иерусалим», которая поступила в 1928 году в Русский музея и происходит из одной из церквей известного Александро-Свирского монастыря.
В ходе работы Ирина выявила семь (!) поновительских слоев — два зеленых красочных слоя, перезолота, затем два слоя охры и еще одна перезолота с потемневшим слоем олифы. Также на иконе находятся слои загрязнений. Для предстоящего фотографирования иконы Ирина Халбаева сохранила на разных участках живописи небольшие фрагменты с поновительскими слоями. Сейчас хорошо видно, что, например, под поздними нимбами двух апостолов выявилось первоначальное изображение нимбов 12 апостолов. Ветки пальмы у автора иконы более тонкие, тщательнее прописанные. После полной фотофиксации фрагментов поновлений Халбаева завершит расчистку и произведет тонирование мест утраченного авторского слоя акварельными красками. Они обратимы. Икона «Вход в Иерусалим» также будет экспонироваться на выставке «Русский Север».
Утюжок — «тянитолкай» и другие
В финале похода в реставрационную мастерскую наблюдаем, как художник-реставратор Наталья Тукаева занимается консервацией иконы XV века «Никола» с многочисленными поздними записями. Тукаева укрепляет грунт и красочный слой с помощью профилактических заклеек и пропиток. Наталья поясняет, что сначала поверхность иконы была пропитана двухпроцентным водным раствором осетрового клея, изготовленного из плавательного пузыря рыбы. Затем на икону была приклеена папиросная бумага, пропитанная тем же клеем.
Теперь реставратор с помощью двух слоев фильтровальной бумаги и нагретого до 40 градусов неэлектрического утюга удаляет лишний клей. Точнее, речь идет о наборе из 10 утюгов: от стандартного чугунного советского утюга середины ХХ века весом 4 кг до утюжной миниатюры весом несколько граммов, которая была создана известным реставратором икон Рудольфом Александровичем Кесаревым.

ФОТО Марии ШЕРИХ
В этом же ряду находятся детский игрушечный утюг 1960‑х годов, деревянную ручку которого пришлось заменить на металлическую, а также придуманный реставраторами утюг — «тянитолкай». Помните персонажа сказки Корнея Чуковского «Доктор Айболит»? Один из двух носов утюга срезан, чтобы фиксировать мелкие шелушения красочного слоя икон. «Через две недели клей впитается в поверхность иконы «Никола», тогда мы смоем папиросную бумагу теплой водой, — поясняет Тукаева, — а затем, если реставрационный совет решит, что икона стабильна, можно приступать к ее расчистке».
Читайте также:
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Ассамбляж, объект, инсталляция»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7860) от 04.03.2025 под заголовком «У истоков русского искусства».
Комментарии