В Михайловском замке Русского музея состоялся «круглый стол» «Императрица Мария Александровна. Вехи биографии»
Круглый стол был организован Русским музеем и Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом. В нем приняли участие историки, архивисты, научные сотрудники ведущих музеев Петербурга и Москвы. В ходе «круглого стола» состоялось представление большого подробного путеводителя по выставке «Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200‑летию со дня рождения» (6+), которая 10 марта завершит работу в Михайловском замке, и было объявлено о новом совместном проекте Русского музея и Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Многолетнее сотрудничество
«Наше сотрудничество с Анной Громовой, руководителем Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, началось много лет назад, тогда это был проект «Гессенские принцессы в российской истории», среди которых была и Мария Александровна. Она стала православной, настоящей носительницей русского духовного опыта, великой благотворительницей, безусловным моральным авторитетом для русского общества. Уверена, что «круглый стол» будет чрезвычайно интересным, ведь в нем принимают участие музеи, хранящие историю дома Романовых, историю России и занимающиеся ее популяризацией», — отметила Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, в своем приветствии участникам конференции.
Она добавила, что для выставки 15 крупнейших музеев и архивов России предоставили более 500 работ из своих коллекций. «Императрица Мария Александровна…» стала событием, настоящей гигантской историко-художественной выставкой. В ней серьезно воссоздан исторический контекст, это и есть историческое просвещение. Без которого бессмысленно говорить о воспитании гражданственности и патриотизма, особенно молодого поколения. Этот проект важен тем, что рассказывает о событиях, которых пока нет в учебниках по российской истории.
«Инициатива и энергия Анны Витальевны, ее высочайшая квалификация как историка, занимающегося романовской темой, заставили нас, сотрудников Русского музея, извлечь из наших бездонных фондов все, что касается эпохи Марии Александровны и ее личности. Меня поразили ее отношения с детьми и отношение детей к ней. Для наших сегодняшних семей и нашего нравственного опыта пример потрясающий, как она воспитывала своих детей и оставила в них благодарность. Знаменита фраза Александра III — основателя Русского музея — о том, что он был бы абсолютно счастлив, если бы речь шла о канонизации его матери: «Я знаю, что она была святой». В память об императрице ее дети построили храм Марии Магдалины на Святой земле и одноименный храм в Дармштадте. Сейчас эскизы мозаик для этой церкви можно увидеть на масштабной выставке Виктора Васнецова в Корпусе Бенуа Русского музея. Люди смотрят церковные залы этой выставки часами», — подчеркнула Алла Манилова.

Анна Громова напомнила, что Мария Александровна была основательницей Российского Красного Креста, системы женского образования, епархиальных училищ, помогала благотворительным и просветительским учреждениям в странах славянского мира. Она стояла у истоков Императорского православного Палестинского общества.
Руководитель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества поблагодарила Аллу Манилову за идею проекта «Музейные маршруты России», который всколыхнул музейщиков и краеведов в регионах, заставил их искать возможности создавать новые экспозиции, привлекающие внимание туристов. «Теперь, постоянно работая в Москве, Перми, в Осташеве Московской области и других местах, мы чувствуем заряд этого проекта», — заявила Громова.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, отметил в своем приветствии, что выставка получилась новаторской с потрясающими живописными и фотографическими портретами Марии Александровны. В Зимнем дворце сохранилось живое пространство, помнящее императрицу. «Для Эрмитажа было важно принять в ней участие, выставка рассказывает о Российской империи, чем постоянно занимается Эрмитаж. Персонаж выбран безупречный. Мария Александровна была человеком с абсолютно безупречной репутацией», — сказал Пиотровский.
Снова Сергиевский?
Программа «круглого стола» была разнообразной и насыщенной. Он начался с сенсационной новости. Анна Громова сообщила, что уже в этом году начнется музеефикация дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. В конце XIX века дворец принадлежал великому князю Сергею Александровичу, младшему брату Александра III, и назывался Сергиевским. В ноябре 2025 года там планируется проведение выставки, посвященной эпохе Александра III и его достижениям. «Этот дворец был важным для всего дома Романовых, Сергей Александрович купил его к своей свадьбе с Елизаветой Федоровной, которая была внучатой племянницей Марии Александровны. Там проходили домашние спектакли и концерты. Мы будем говорить на этой выставке не только о промышленной революции, российских железных дорогах и народном образовании, но и о художественных вкусах, и о музыкальной культуре того времени. Выставка будет приурочена к 180‑летию со дня рождения Александра III. Организаторами и основными экспонентами, как и в проекте о Марии Александровне, станут Русский музей и Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», — рассказала Анна Громова.
Ее поддержала руководитель Русского музея: «Это один из самых красивых дворцов России, который выполняет в основном офисные функции, они безусловно важны, но дворец может стать культурным пространством, доступным горожанам и туристам».
По словам Сергея Сирро, заместителя генерального директора Русского музея по хранению, учету и реставрации музейных ценностей, выставку о Марии Александровне посетили почти 50 тысяч человек, что для просветительского проекта очень много. Затем Сирро сообщил, что уже началась подготовка к выставке об Александре III. Русский музей планирует показать не только известные портреты, созданные Иваном Крамским и Валентином Серовым, но и редкие, например, акварельный Владимира Гау, а также неопубликованные фотографии императора-миротворца.
Мемориальные места
Егор Могилевский, старший научный сотрудник Русского музея, назвал несколько самых популярных работ на выставке о Марии Александровне. Среди них — «Коронационный альбом Александра II и Марии Александровны», картина Михаила Труфанова «Пирогов Николай Иванович. На главном перевязочном пункте. 1855 год» (1960) и полотно Николая Дмитриева-Оренбургского «Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года» (1883). Кстати, последняя картина находилась в Михайловском замке, когда там размещалось Инженерное училище. Рассматривая портрет Марии Александровны в русском костюме кисти Ивана Макарова из Дагестанского музея изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, сотрудники Русского музея уточнили его датировку. На рисунке Михая Зичи, сделанном в 1856 году во время коронационного бала и хранящемся в Эрмитаже, императрица одета в похожий наряд.
Инесса Слюнькова, историк архитектуры из Москвы, рассказала о проекте домовой Христорождественской церкви, созданном в 1904 году архитектором Николаем Султановым для Сергиевского дворца. Вероятно, он не был реализован, но точный ответ могут дать натурные обследования.
Ян Виленский, старший научный сотрудник Эрмитажа, сообщил о том, как идет кропотливая работа по воссозданию интерьера Малинового будуара Марии Александровны в Зимнем дворце. Сохранившаяся мебель находится на своих местах. Предметы декоративного искусства подбираются аналогичные.
Елена Бойцова, хранитель Фермерского дворца ГМЗ «Петергоф», рассказала о кабинете Марии Александровны в этом здании. Татьяна Серпинская, заместитель главного хранителя ГМЗ «Царское Село», — о знаменитом «Лазуритовом гарнитуре» императрицы. Алексей Гузанов, главный хранитель ГМЗ «Павловск», предположил, что акварельный портрет Марии Александровны 1889 года, который хранится в этом музее, создан великой княгиней Елизаветой Федоровной, женой Сергея Александровича. Тому подтверждение — пометки на обратной стороне портрета.
Евгений Юркевич, старший научный сотрудник Артиллерийского музея, рассказал о том, что накидка шефа Кирасирского полка принадлежала Марии Александровне, а не Марии Федоровне, жене Александра III, которая носила мундир полка. Длинную накидку было принято надевать поверх обычного гражданского платья. Историк Ирек Сулейманов из ВШЭ (Москва) изучал переписку юной принцессы Марии с ее братьями, которая хранится в ГА РФ. Из текстов следует, что позднейшие рассказы о ее несчастливом и одиноком детстве не более чем легенды.
Представляя путеводитель по выставке, Анна Громова отдельно поблагодарила Русский музей за показ редких портретов детей Марии Александровны и уникального рисунка художника Алексея Боголюбова, сделанного им у гроба Николая, старшего сына императрицы. В ближайшее время путеводитель по выставке будет размещен на электронных ресурсах общества, как и 3D-тур по экспозиции.
В финале «круглого стола» Алла Манилова сообщила еще две важные новости. «Будем с Анной Витальевной думать, как сделать выставку о Марии Александровне передвижной, чтобы показать ее по всей России. Людям интересно знать, кто была эта женщина, которая участвовала в принятии важнейших исторических решений. В том числе — об отмене крепостного права. Уверена, что к ней будет колоссальный интерес у посетителей», — сказала руководитель Русского музея.
И добавила, что перед закрытием глобальной выставки «Великий Карл» Русский музей планирует провести научную конференцию, подводящую итоги этого важнейшего события в культурной жизни России. «Каждая большая выставка в Русском музее должна завершаться таким разговором историков и научных сотрудников музеев», — уверена Алла Манилова.
Читайте также:
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Пётр Оссовский. К 100‑летию со дня рождения»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7859) от 03.03.2025 под заголовком «Императрица. Вехи биографии».
Комментарии