Продолжатель Брюллова. Иван Макаров написал портреты императрицы Марии Александровны

В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея через несколько дней завершит работу проходящая с большим успехом масштабная выставка «Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200‑летию со дня рождения» (6+). Она организована Русским музеем и Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом при поддержке Министерства культуры. Этот важный исторический и художественный проект может иметь самые разные продолжения — от больших исследований российской благотворительности до выставок полузабытых или неизвестных русских художников.

Продолжатель Брюллова. Иван Макаров написал портреты императрицы Марии Александровны | Иван Макаров. Портрет Марии Александровны. 1866 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Иван Макаров. Портрет Марии Александровны. 1866 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Эмблемой выставки о многогранной деятельности Марии Александровны стал ее портрет кисти Ивана Макарова (1822 – 1897). Имя этого художника мало что говорит современной публике. Между тем, по словам Надежды Большаковой, старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века, Макаров — представитель академической живописи, является одним из крупнейших русских портретистов второй половины XIX века, продолжателем брюлловской линии русского портрета. Для его индивидуальной манеры характерны строгость рисунка, сдержанность колорита, сближение полутонов, розовых, серебристых, светло-серых.

Став популярным на рубеже 1840 – 1850‑х годов, он оставался таковым несколько десятилетий. Искусствоведы считают, что умение Макарова выполнять желание заказчиков быть представленными в самом выгодном свете не позволили художнику реализовать себя в полной мере. Впрочем, выполняя заказы, он всегда старался передать не только внешнее сходство, но и характер модели. «За антуражем не терял личность», — говорит Большакова.

Важнейшими в творчестве Макарова были портреты Марии Александровны, два представлены на выставке в Русском музее. Его кисти принадлежат два портрета Натальи Пушкиной-Ланской, ее дочерей Марии и Натальи, сына Григория, что делает Макарова заметной фигурой в русской культуре XIX века.

Немногим более года назад Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Саранск) выпустил капитальный альбом-каталог «Мастер изящной кисти Иван Кузьмич Макаров». В нем собраны сведения о 240 произведениях художника, в основном это живописные портреты и несколько десятков рисунков. Произведения Макарова находятся в более чем 50 музеях по всей России.

Русский музей обладает одним из самых значительных собраний работ этого художника. Портрет Алексея Чернышева показывает романтичного молодого человека, пробившегося из оренбургской глубинки в Академию художеств. Картина «Девочка с собачкой» должна изменить название: искусствоведы выяснили, что на ней изображен последний владелец Строгановского дворца — Сергей Строганов в раннем детстве.

Портрет Екатерины Тютчевой хранится в музее-заповеднике «Мураново», дочь поэта была фрейлиной Марии Александровны, эта работа Макарова интересна в контексте выставки в Русском музее. Еще одно важное пересечение с благотворительной деятельностью Марии Александровны — «Портрет пожилой дамы». Предположительно, на нем изображена Мария Шипова — выпускница Смольного института, впоследствии его инспектриса.

В альбоме убедительно доказано, что на «Портрете сестер Перовских» из Пермской галереи не могла быть изображена будущая революционерка. Этот миф очень популярен в Интернете.

Надежда Самсонова, урожденная Львова, была внучкой известного архитектора Николая Львова. По некоторым сведениям, восприемником при ее крещении был Гавриил Державин. По другим источникам, Львова родилась через два года после смерти поэта. На портрете Марины Губониной изображена пышнотелая женщина средних лет в ярко-красном платье с кринолином. Купеческая дочь и жена купца старается выглядеть, как дама из высшего света.

В собрании историка искусства Валентина Зубова, основателя Зубовского института, находился портрет его старшей сестры Анны в пятилетнем возрасте. В 1925 году эта работа Макарова была подарена Русскому музею. Среди поздних картин художника — «Мальчик со скрипкой» — портрет сына Сергея и «Портрет придворной дамы», предположительно, на нем изображена Зинаида Николаевна Юсупова.

В собрании Русского музея находится абсолютное большинство известных графических работ Макарова, в том числе замечательный карандашный портрет молодого Василия Васильевича Самойлова, звезды Александринского театра, служившего на его сцене более сорока лет.

Читайте также:

Книги как жертвы. Какой урон культурному наследию СССР нанесли нацисты в годы войны?

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125‑летию со дня рождения»


#художник #Русский музей #Иван Макаров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7858) от 28.02.2025 под заголовком «Иван Макаров, продолжатель Брюллова».


Комментарии