Царь-освободитель посещал Публичку
Сегодня в главном здании Российской национальной библиотеки (Садовая ул., 18) открывается выставка «Наследие дома Романовых в рукописях», посвященная 200-летию со дня рождения Александра II.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Среди экспонатов - документы, к которым лично притрагивались цари и царицы. Например, «Жалованная грамота» царя Михаила Федоровича от 20 января 1615 года думному дворянину Кузьме Федоровичу Минину - о передаче ему во владения села Богородицкого Нижегородского уезда за «очищение Московского государства от польских и литовских людей». Времена Екатерины II представлены автографами сочинений и распоряжений императрицы. В их числе - «Жалованная грамота на потомственное дворянство семилетнему Александру Данилову сыну Оспенному», которому первому в России в 1768 году была сделана прививка против оспы. И даже веер императрицы с изображением губерний России...
Естественно, главный герой выставки - царь-освободитель Александр II. Среди реликвий - подарочный экземпляр «Адреса на коронацию императора 26 августа 1856 г. от еврейских подданных» и «Дневник пребывания Александра II за Дунаем в 1877 г.», составленный во время Русско-турецкой войны официальным историографом Владимиром Соллогубом. Карандашные пометки сделал сам император.
- Для Публичной библиотеки эпоха Александра II была исключительно благотворной, - рассказал заведующий отделом рукописей РНБ Алексей Алексеев. - В пору, когда директором Публички был Модест Корф, она перешла из ведения Министерства народного просвещения Министерству императорского двора, что улучшило ее финансовое положение. Корф наладил международный книгообмен, которого практически не было при Николае I.
При Александре II, который, кстати, сам неоднократно бывал в стенах библиотеки, она стала публичной в полном смысле этого слова. Численность посетителей возросла с 8 до 70 тыс. в год. Сменилась и сама публика: появились разночинцы, студенты, торговцы, купцы. Но у них были и совсем другие запросы, нежели у прежних аристократических посетителей. Разночинцы интересовались беллетристикой...
Материалы рубрики
Ученые продолжают расшифровывать рукописное наследие Петра Великого и его сподвижников
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии