Точка притяжения. Как изменилась библиотека имени Маяковского

Больше двух лет петербуржцы ждали, когда же на набережной Фонтанки, 44, после реконструкции вновь откроется любимая многими Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского. И когда это наконец произошло, ажиотаж был велик: каждый день приходили до пяти тысяч посетителей. Сейчас стало спокойнее, и читатели могут не спеша оценить достоинства нового пространства, безусловно, уже ставшего одной из современных точек притяжения в самом центре Петербурга. По словам заместителя директора по развитию Елены АХТИ, произошел своего рода «перезапуск» проекта и, пожалуй, пришло время подводить первые итоги.

Точка притяжения. Как изменилась библиотека имени Маяковского | Библиотека после реконструкции — это открытое, наполненное естественным светом пространство с двумя уровнями антресолей, где книги находятся в свободном для читателей доступе. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Библиотека после реконструкции — это открытое, наполненное естественным светом пространство с двумя уровнями антресолей, где книги находятся в свободном для читателей доступе. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Елена Геннадьевна, за что больше всего переживали, когда готовились к открытию?

Ахти_С.jpg

— Беспокоились о том, что читатели не придут, волновались, что за время ремонта они про нас забыли. И были рады ошибиться. Напоминать о нашем существовании не потребовалось. Люди ждали открытия библиотеки, они очень хотели увидеть, какая она стала.

Разрабатывая проект реконструкции, мы старались отталкиваться от лучшего российского и мирового опыта, а также от пожеланий наших читателей. И по отзывам понимаем, что во многом угадали их. Читатели очень переживали, что вместо классической традиционной библиотеки появится что‑то холодное и чужое. Этого не произошло. За образец мы взяли скандинавский минимализм. Он предполагает приглушенные светлые тона — в противоположность модной тенденции яркого, бьющего в глаза эффектного пространства, которая, признаюсь, нам не очень нравится.

Поэтому мы считаем, что не потеряли душевность, дух Маяковки. Наоборот, наполнили им обновленное пространство. Обратите внимание: практически каждый уголок, каж­дое место занято читателями.

И нас очень радует, что больше половины посетителей — молодежь. Студенты приходят после учебных занятий: им здесь удобно, уютно, комфортно. Мы знаем об этом по отзывам в Интернете. Молодые люди занимаются своими текущими учебными работами, пишут курсовики, дипломы, просто общаются.

Существует расхожее представление, что сегодня едва ли не все книги оцифрованы и доступны в Интернете, зачем, мол, вообще в библиотеку ходить?

— Очень глубокое заблуждение. Во-первых, совершенно не все оцифровано, а во‑вторых, большинство электронных коллекций — платные. Мы же предоставляем нашим читателям бесплатный доступ к самым разнообразным полнотекстовым базам данных научной и художественной литературы.

К нам записаны более 80 тысяч читателей, из них только 18 тысяч — виртуальные. Все остальные приходят к нам сами… Представьте себе, даже бумажные газеты, которые кому‑то могут показаться архаичными, пользуются спросом. Да, периодика представлена в Интернете, но выпус­ки старше 10 – 15 лет в Сети найти достаточно трудно. Мы не уменьшаем подписку на газеты и журналы, выписываем практически все, что выходит в нашем городе. И видим, что они очень и очень востребованы. «Санкт-Петербургские ведомости», кстати, спрашивают часто.

Маяковского3_С.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А что оказалось самым неожиданным для читателей в обновленном пространстве библиотеки?

— Как ни странно, гардероб, полностью построенный на использовании электронного читательского билета. Казалось бы, чего проще: все пошаговые инструкции перед тобой на экране. Но люди их не читают, и наши сотрудники первое время работали как гардеробщики: учили читателей пользоваться…

Вообще принципиальная концепция нашего нового пространства в том, что читатель может все сделать сам. Практически без помощи библиотекаря. Для этого у него есть конкретный инструмент — читательский билет. С его помощью посетитель попадает в здание, пользуется гардеробом, заходит в личный кабинет и каталог, предлагаемый инфокиоском, берет или сдает книги на станциях самообслуживания. Даже если читатель забудет свой билет дома, система распознавания лиц узнает его по биометрическим данным. Разумеется, если он сфотографировался в секторе записи. Кроме того, воспользоваться услугами библиотеки можно с помощью единой карты петербуржца, привязав ее к читательскому билету.

Практически все книги из нашего фонда можно взять на дом, кроме, разумеется, редких и особо ценных изданий. И, знаете, процент невозврата крайне невелик.

Мы позаботились и о тех, кто целый день работает и не может вырваться в библиотеку. Теперь книги можно заказать самыми разными способами — по телефону, на сайте, в соцсетях. Наш сотрудник положит нужную книгу в электронную ячейку у входа в здание на Фонтанке, 44, и взять ее по читательскому билету можно в любое удобное время, хоть ночью. Точно так же можно и сдать книги.

Неужели библиотека работает круглосуточно?

— Автоматический пункт — да. И мы уже убедились, что эта услуга чрезвычайно востребована.

Наверняка все знают, что Маяковка — это центральная библиотека общегородской корпорации. В ней действуют единый каталог и читательский билет, поэтому любой может заказать книгу из нашего основного фонда, и ее привезут в ближайшую районную библиотеку, естественно, совершенно бесплатно. Причем и эти книги тоже выдают на дом, чего раньше не было. А сдать их можно в той же районной библио­теке или на любой площадке библио­теки имени Маяковского.

Но, пожалуй, самое главное, ради чего мы и затевали всю реконструкцию: наш фонд теперь практически полностью находится в открытом доступе. Если раньше читателям в таком режиме было доступно 120 тысяч книг, то сейчас — полмиллиона! Мы считаем, что это наше самое главное достижение.

Вообще мы открыты для всех. Сделали даже уголок для самых маленьких читателей. Нам очень приятно, когда приходят семьями, ведь дети — наши будущие читатели. И это замечательно, что они находятся в атмосфере библиотеки, она становится для них родной, они ­растут среди книг.

Читальный зал мы оснастили электронными лупами для слабовидящих людей. Оборудовали здание специальными устройствами для маломобильных читателей. Раньше инвалиды-колясочники вообще не могли к нам попасть. Теперь есть специальный вход, откуда человек в коляске может ­доехать до лифта. Его, кстати, до реконструкции тоже не было.

Без названия (2).png
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Когда здание сдавали в эксплуатацию, в приемке участвовали инвалиды-колясочники. Они проехали всю библиотеку и остались очень довольны. Сказали, что это одно из немногих учреждений культуры в Петербурге, в котором они чувствуют себя совершенно комфорт­но. Правда, у них зачастую другая трудность — выехать из своего дома, добраться по городу…

При всем том здание на Фонтанке имеет статус объекта культурного наследия. Приходится соответствовать еще и этим нормам?

— Конечно. Наше здание историческое: еще в начале XVIII века здесь появился усадебный дом контр-адмирала командира Кронштадтского порта лорда Дуффуса, а в 1733 году разместилось подворье Свято-Троице-Сергиева монастыря, которое и находилось тут до самой революции.

Правда, старины у нас осталось очень мало. Причина — комплексный капремонт, осуществленный в 1970‑х годах. До этого сохранялись красивые интерьеры, о них можно судить по чертежам и фотографиям, но в ходе ремонта лепнина была сбита, росписи замазаны и заштукатурены. От старых интерьеров практически чудом сохранились только массивные двери, их просто не успели вывезти на свалку… Мы полагали, что они из дуба, но реставраторы определили, что они из ценной породы орехового дерева.

Скажем прямо, тот ремонт был не очень качественным, и последующие десятилетия здание постепенно приходило в негодность. По большому счету нынче пришлось исправлять ошибки и недочеты строителей, допущенные почти полвека назад.

Кстати, в ходе реконструкции строители сделали совершенно неожиданные исторические находки. На одной из стен обнаружили и расчистили роспись в византийском стиле: никто не представлял, что подобное могло сохраниться.

Но едва ли не самым удивительным стало то, что нашли кованые створки ворот, которые когда‑то были прос­то замурованы в стену. На них даже есть клеймо — 1756 год. Теперь они стали экспонатом, который мы показываем, когда проводим экскурсии. Наши специалисты разработали специальный маршрут, посвященный истории здания. Возле каждого подобного артефакта прикреплена табличка с QR-кодом, с помощью смартфона можно прочитать статью об этом объекте, подготовленную сотрудниками Центра петербурговедения и библиографической службы.

Вижу, что сотрудников библиотеки теперь можно отличить издалека — по ярким жилеткам.

— И это тоже часть нашего нового облика. С помощью профессиональных психологов мы разработали и внедрили коммуникативно-поведенческий стандарт «библиотекаря нового поколения». Модель поведения — скорее не новая, а такая, какая должна быть. Ее главные принципы — гостеприимность и дружелюбие.

Увы, прежде нам приходилось сталкиваться с жалобами читателей на то, что наши сотрудники не всегда бывали любезны, вежливы, улыбчивы. Теперь в стандарте указано, как сотрудник должен общаться с посетителем, как ему избежать конфликтных ситуаций, как вести себя, если подобная ситуация все‑таки возникла. Все наши сотрудники в течение года проходили обучение у психолога. Разбирали практические ситуации, в буквальном смысле заучивали речевые обороты, которые могут потребоваться…

Да, не все нам удается сразу. И уже пришлось столкнуться с препятствиями: что‑то не работает, как мы задумывали, с какими‑то устройствами читатели взаимодействуют не так, как мы ожидали. Но мы прекрасно понимаем, что дорога, которую мы выбрали, — верная. И, как главная библио­тека региона, мы должны идти по ней первыми…

#реконструкция #библиотека #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7119) от 01.03.2022 под заголовком «Как пройти в библиотеку?».


Комментарии