Главная городская газета

Светлячок

Свежие материалы Культура

Герой театрального эпоса

Театр невозможен без легенд. О любимых артистах принято сплетничать, судачить и рассказывать небылицы. Но, пожалуй, первый театральный художник, о котором вот уже много десятилетий слагают легенды, это Эдуард Кочергин.

Читать полностью

Удача и крепкие нервы

Минувшее лето надолго запомнится молодой солистке Мариинского театра Евгении Муравьевой.

Читать полностью

Взгляд на воду с берега

С 21 по 26 сентября в нашем городе на Васильевском острове проходит урбанистическая выставка-исследование WATERFRONT.

Читать полностью

Глазами доктора Ватсона

В этом сезоне шорт-лист литературной премии «Новые горизонты», вручавшейся на Петербургской фантастической ассамблее, оказался как никогда сильным.

Читать полностью

Образ города «от кутюр»

Современные художники размышляют о будущем Петербурга.

Читать полностью

«Культурная» ли виза?

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев обратился к министру культуры Владимиру Мединском не оказывать поддержу в случае обращения известному американскому актеру Читать полностью
Реклама
Светлячок | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Сегодня на сцене МДТ — Театра Европы в бенефис Натальи Акимовой играют спектакль «Шоколадный солдатик».

В героине комедии Бернарда Шоу почти невозможно разглядеть того худенького большеглазого заморыша, Викторию из спектакля «Счастье мое», которым актриса дебютировала в Малом драматическом больше тридцати лет назад.

Впрочем, Лизку в «Братьях и сестрах» она впервые сыграла еще раньше, в Учебном театре на Моховой, и прошла с ней по жизни, ничуть не погрешив против театральной правды. Когда первый состав прославленного спектакля прощался со своими коронными ролями, Акимова была столь же очаровательна и убедительна, как в пору дебютов. Так же доставала «до печенок», примеряя новое платье в горошек. Столь же невинно-сексуально бинтовала палец будущему жениху Егорше. Так же светилась в свадебном танце. Ею нельзя было не любоваться. Нельзя было не восхищаться.

Она и была любимицей Федора Абрамова и его односельчан — постоянных зрителей МДТ. А потом, вопреки обстоятельствам, любимицей Товстоногова, его сестры Нателы и Евгения Лебедева, друживших с театром, но неизменно выделявших Наташу.

Впервые глава БДТ увидел юную студентку в курсовой работе своего ученика Геннадия Тростянецкого «Белые ночи». Наташа играла Настеньку, одну из самых светлых и нежных героинь Достоевского, и произвела на мастера столь сильное впечатление, что он разыскал ее в Томске (куда ученики Кацмана — Додина поехали по распределению) и позвал в свой театр.

Вскоре в БДТ на постановку пригласили Льва Додина. Он, конечно же, выбрал на роль Кроткой свою ученицу, которая прекрасно чувствовала природу автора и природу героини, рифмовавшейся с образом Богородицы. Их дуэт с Олегом Борисовым стал классическим примером «театра Достоевского», как и будущего театра Додина: работа над великими произведениями, партнерство с большими актерами в МДТ взяты за основу.

Товстоногов спектакль принял холодно, но в актрисе не разочаровался. Когда пару лет спустя она решила перейти в МДТ, отпустил скрепя сердце: расставаться с многообещающей актрисой не хотелось...

Позже Акимовой удалось вновь встретиться с Олегом Борисовым на сцене. В первом додинском «Вишневом саде» она играла Варю, он репетировал Фирса. Болезнь помешала ему участвовать в парижской премьере, спектакль спас Евгений Лебедев, сыграв роль старого лакея почти без репетиций (пьеса шла и в БДТ). Ему нравилась молодая, озорная, энергичная компания. Полюбились партнеры. С Игорем Скляром он потом самозабвенно пел «Метелки» и умилялся выращенным Наташей розам, пионам, тюльпанам.

Как-то незаметно недавние студенты и сами стали мастерами. Теперь и Наталья Акимова, и весь курс «Братьев и сестер» — настоящие корифеи, которым наступают на пятки следующие поколения додинских учеников. Даже странно, что ныне они — «старики».

Пожалуй, самое болезненное, что выпало пережить актрисе (и что пережила она мужественно и достойно), — это расставание с выстраданными ролями. Из рук в руки передавала она более юным и менее опытным любимую Лизку Пряслину. Не без горечи, хотя и по доброй воле, уступила Лике Неволиной Марию в «Звездах на утреннем небе». Возможно, с долей ревности наблюдает за второй редакцией «Вишневого сада», где у Елизаветы Боярской совсем другая Варя... Однако положение корифейки обязывает... Да и ролей хватает. Тем более что в «Братьях и сестрах» осталась — теперь уже в качестве Анны Пряслиной, что очень помогает начинающим актерам почувствовать природу спектакля.

За эти годы актрисе выпало сыграть немало значительных ролей. Она участвовала почти во всех программных спектаклях мастера. Показывает высший класс на Камерной сцене, где крупный план требует особой искренности и достоверности, что для Акимовой — со времен «Кроткой» — не проблема. Она и на Большой сцене столь же естественна и притягательна. Репертуар у нее разноплановый и нескучный: Шекспир и Чехов, Тургенев и Гарсиа Лорка, Брехт и Володин — всюду актриса словно высвечена изнутри. Как в очаровательном мультике: «Он живой и светится».

...Сегодня Наталья Акимова — гранд-дама. Строгая, как английская леди, с прямой спиной, в элегантной шляпе. Настоящая этуаль звездного состава МДТ — Театра Европы. И свой маленький юбилей встречает, как и полагается большой актрисе, — на сцене.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook