Светлячок

Сегодня на сцене МДТ — Театра Европы в бенефис Натальи Акимовой играют спектакль «Шоколадный солдатик».

Светлячок | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

В героине комедии Бернарда Шоу почти невозможно разглядеть того худенького большеглазого заморыша, Викторию из спектакля «Счастье мое», которым актриса дебютировала в Малом драматическом больше тридцати лет назад.

Впрочем, Лизку в «Братьях и сестрах» она впервые сыграла еще раньше, в Учебном театре на Моховой, и прошла с ней по жизни, ничуть не погрешив против театральной правды. Когда первый состав прославленного спектакля прощался со своими коронными ролями, Акимова была столь же очаровательна и убедительна, как в пору дебютов. Так же доставала «до печенок», примеряя новое платье в горошек. Столь же невинно-сексуально бинтовала палец будущему жениху Егорше. Так же светилась в свадебном танце. Ею нельзя было не любоваться. Нельзя было не восхищаться.

Она и была любимицей Федора Абрамова и его односельчан — постоянных зрителей МДТ. А потом, вопреки обстоятельствам, любимицей Товстоногова, его сестры Нателы и Евгения Лебедева, друживших с театром, но неизменно выделявших Наташу.

Впервые глава БДТ увидел юную студентку в курсовой работе своего ученика Геннадия Тростянецкого «Белые ночи». Наташа играла Настеньку, одну из самых светлых и нежных героинь Достоевского, и произвела на мастера столь сильное впечатление, что он разыскал ее в Томске (куда ученики Кацмана — Додина поехали по распределению) и позвал в свой театр.

Вскоре в БДТ на постановку пригласили Льва Додина. Он, конечно же, выбрал на роль Кроткой свою ученицу, которая прекрасно чувствовала природу автора и природу героини, рифмовавшейся с образом Богородицы. Их дуэт с Олегом Борисовым стал классическим примером «театра Достоевского», как и будущего театра Додина: работа над великими произведениями, партнерство с большими актерами в МДТ взяты за основу.

Товстоногов спектакль принял холодно, но в актрисе не разочаровался. Когда пару лет спустя она решила перейти в МДТ, отпустил скрепя сердце: расставаться с многообещающей актрисой не хотелось...

Позже Акимовой удалось вновь встретиться с Олегом Борисовым на сцене. В первом додинском «Вишневом саде» она играла Варю, он репетировал Фирса. Болезнь помешала ему участвовать в парижской премьере, спектакль спас Евгений Лебедев, сыграв роль старого лакея почти без репетиций (пьеса шла и в БДТ). Ему нравилась молодая, озорная, энергичная компания. Полюбились партнеры. С Игорем Скляром он потом самозабвенно пел «Метелки» и умилялся выращенным Наташей розам, пионам, тюльпанам.

Как-то незаметно недавние студенты и сами стали мастерами. Теперь и Наталья Акимова, и весь курс «Братьев и сестер» — настоящие корифеи, которым наступают на пятки следующие поколения додинских учеников. Даже странно, что ныне они — «старики».

Пожалуй, самое болезненное, что выпало пережить актрисе (и что пережила она мужественно и достойно), — это расставание с выстраданными ролями. Из рук в руки передавала она более юным и менее опытным любимую Лизку Пряслину. Не без горечи, хотя и по доброй воле, уступила Лике Неволиной Марию в «Звездах на утреннем небе». Возможно, с долей ревности наблюдает за второй редакцией «Вишневого сада», где у Елизаветы Боярской совсем другая Варя... Однако положение корифейки обязывает... Да и ролей хватает. Тем более что в «Братьях и сестрах» осталась — теперь уже в качестве Анны Пряслиной, что очень помогает начинающим актерам почувствовать природу спектакля.

За эти годы актрисе выпало сыграть немало значительных ролей. Она участвовала почти во всех программных спектаклях мастера. Показывает высший класс на Камерной сцене, где крупный план требует особой искренности и достоверности, что для Акимовой — со времен «Кроткой» — не проблема. Она и на Большой сцене столь же естественна и притягательна. Репертуар у нее разноплановый и нескучный: Шекспир и Чехов, Тургенев и Гарсиа Лорка, Брехт и Володин — всюду актриса словно высвечена изнутри. Как в очаровательном мультике: «Он живой и светится».

...Сегодня Наталья Акимова — гранд-дама. Строгая, как английская леди, с прямой спиной, в элегантной шляпе. Настоящая этуаль звездного состава МДТ — Театра Европы. И свой маленький юбилей встречает, как и полагается большой актрисе, — на сцене.

#МДТ #Наталья Акимова #бенефис

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?