Сто человек на место. История поступления на актерский факультет

В этом году Российский государственный институт сценических искусств в Петербурге, как и другие творческие вузы, проводит большую часть вступительных испытаний дистанционно.

Сто человек на место. История поступления на актерский факультет | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Представьте себе одну из абитуриенток. Она только что окончила школу, успешно сдала ЕГЭ. И, вместо того чтобы воспользоваться преимуществами, которые во многих вузах дали бы ей золотая медаль и высокие баллы, направила свои стопы на Моховую. Факультет – актерский. Мастер курса – Семен Яковлевич Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке. Конкурс – около ста человек на место (для театрального института это немного).

Консультации, с которых обычно начинается отбор, тоже проходили дистанционно. Абитуриентам было предложено записать видео – короткий рассказ о себе, стихотворение, прозу, басню, песню. Все, как всегда, только вместо живых зрителей – смартфон или видеокамера.

Каждый из вузов (не секрет, что, поступая на актерский, молодые таланты обычно пробуют себя везде, где можно) предложил собственные правила. Разный хронометраж, разный формат и так далее. Сделать одну запись и разослать повсюду оказалось невозможным. И наша барышня решила не распыляться – поступать к одному мастеру.

Впрочем, и этого оказалось достаточно для того, чтобы ее семья весело и насыщенно провела время. Во-первых, выбирали материал и убедились, что он не длиннее положенного (прозу пришлось сокращать). Во-вторых, искали подходящий фон (пустую стену, желательно без фотографий родственников, детских рисунков и электрических розеток). В-третьих, учились записывать все, что требуется, без лишних шумов (криков за окном, мяуканья котов и прочего). Количество попыток было ничем не ограничено. Записать 25 версий и выбрать лучшую не проблема.

Консультация была успешно пройдена. Из института прислали новое задание (1-й тур). Снова – стихотворение и проза (но другие). А также творческий вызов: «Продемонстрируй в коротком видео свои увлечения и таланты». Можно, конечно, было спеть, сыграть на музыкальном инструменте или станцевать, но песню уже использовали, а танец запланирован на следующий тур. Пришлось проявить фантазию.

Всей семьей вышли на улицу и сняли клип о «темной и светлой стороне» нашей героини. Обе стороны бродят по городу под песню на ее же стихи, исполненную ею же, и в конце концов встречаются...

Все снимали на телефон. Качество оставляло желать лучшего (и это в творческой семье, в культурной столице). Спасибо педагогам, которые не стали придираться к нюансам и постарались вникнуть в суть. Хотя разведка донесла, что были и такие записи, которые отмели с порога. Элемент случайности при поступлении на актерский факультет присутствует всегда.

Принимающей стороне тоже было труднее, чем обычно. Оценить потенциал абитуриента по записи практически невозможно. Так считают подавляющее большинство руководителей курсов, в том числе и Семен Спивак. «В процессе общения между мастером курса и студентами, между режиссером и артистом должен родиться духовный ребенок, спектакль, – говорит он. – Можно ли зачать ребенка дистанционно? Думаю, нет. Даже реальное общение глаза в глаза дает возможность только отдаленно понять, что собой представляет человек...»

К счастью, 2-й тур проходил уже в обычном формате. Абитуриенты (к этому моменту на каждое место претендовали около 10 человек) должны были прийти в Молодежный театр и предстать перед педагогами лично. Вместо привычных десяток были сформированы пятерки. В театр впускали только в маске и перчатках. На входе измеряли температуру. Все прочие требования Роспотребнадзора тоже постарались соблюсти.

Снова читали стихи, прозу, басню, пели (для желающих проводились предварительные консультации с аккомпаниатором), танцевали (танец нужно было подготовить заранее, но могли попросить сымпровизировать). Некоторых просили прочитать что-то еще, кому-то давали неожи данные задания (спрячьтесь за роялем и расскажите нам ваш текст так, как будто вы подсматриваете тайком)...

«Туры придуманы для того, чтобы дать нам возможность и время разглядеть этих ребят, – объясняет Спивак. – В процессе отбора мы с ними знакомимся – задаем вопросы, сбиваем с толку... Есть мнение, что артист должен быть дураком. Я так не считаю. Я уверен – он должен быть личностью».

Абитуриентов экзаменовали несколько дней. О своей удаче 45 счастливчиков узнали поздним вечером, а уже утром им было предложено явиться в театр и получить новое задание. 3-й тур – отрывки из пьес. Над ними с ребятами работали актеры и режиссеры Молодежного театра. На несколько дней и сам театр, и окружающий его Измайловский сад превратились в репетиционную площадку. Точнее, во множество площадок – в каждом углу, под тентом или просто под открытым небом с утра до ночи шли репетиции. Случайно заглянувшие в сад горожане, надо полагать, получили удовольствие.

За ребятами наблюдали все время, пока шел репетиционный процесс. И показ, которым завершился 3-й тур, не был единственным и даже определяющим фактором. Смотрели на то, как поступающие общаются друг с другом, как реагируют на внезапный перенос репетиции, как проводят свободное время.

Результаты стали известны глубокой ночью. Абитуриентов осталось совсем мало. Но им предстояло еще испытание по сценическому движению и собеседование. Наша героиня 3-й тур прошла.

#актеры #вузы #приемная кампания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6742) от 17.08.2020 под заголовком «Девочка хочет в актрисы».


Комментарии