Скульптура без аплодисментов
ЦВЗ «Манеж», выполняя обещание показывать культурную жизнь российской столицы, представляет проект, посвященный 10-летию «Винзавода» - первого частного центра современного искусства в России. Москвичи привезли две очень разные выставки - «Лучшие фотографии России-2016» и «Ура... Скульптура!».

Оксана Симатова - Петр Голощапов. «Вы уверены, что проснулись?». ФОТО автора
Фотографии - чистый глянец: непуганая природа, модные девушки, городские виды для путеводителей. Все предназначено зрителям, которые приходят на «Винзавод» приятно отдохнуть. Выставка работ 40 современных художников, сделанная активистом, художником и теоретиком Анатолием Осмоловским, - это исследование на тему возможности скульптуры в эпоху виртуальной реальности. Она адресована думающей публике.
Сразу оговоримся: третья выставка, которая одновременно открылась в Манеже, - персоналия известного бурятского скульптора Даши Намдакова, сочетающего этнику и классический модернизм, не имеет отношения к «Винзаводу» и его культурной деятельности.
Трем проектам оказалось тесно в Манеже. Особенно это заметно, когда на первом этаже насыщенные образами скульптуры Намдакова оказались рядом с гламурными фото. Очевидно, что чем-то надо было пожертвовать. На мой взгляд, частью фотографий, расширив пространство для Намдакова, выстроив для его произведений дизайн, освещение и т. д., которые не обязательны для показа выставочных копий снимков.
Впрочем, и «Ура... Скульптуру!» можно было сократить, показав по одной работе каждого автора. Проект собрал в основном скульпторов одного поколения - между 30 и 40 годами с примерно одинаковым послужным списком. Почему кто-то получает количественные преференции?
В любом случае кричать «ура» не хочется. Выставка производит устойчивое впечатление постмодернистского дежавю, напоминая Франца Веста, Эрвина Вурма, Тони Крегга, Леонида Сокова... Сюрреализм, поп-арт, соц-арт и их комбинации, все как в учебниках. Кстати, выставка Вурма проходила на «Винзаводе» в 2013 году и на информационном стенде отмечена среди лучших за 10 лет.
В кураторской статье Осмоловский пишет о диктате консервативного эстетического канона в монументальной скульптуре и некритическом отношении авторов таких произведений к прошлому. Это абсолютно справедливые замечания. Ловкие ваятели поставили на поток производство бронзовых царей и генералов, исторических и мифологических персонажей, не брезгуя установкой копий в разных городах.
Но если молодые авторы намерены принять вызов, то надо искать свои пути. Благо многие участники выставки получили по два образования - в классических художественных вузах и в школах современного искусства.
Возможные варианты - ирония и отсылка к классике - показаны на выставке. Черный объект из полиэстера Алины Клейтман напоминает цветочный бутон, зажатый в когтистой лапе хищной птицы. Все объясняет название - «Черная, очень черная и очень-очень черная магия».
Другой путь представляет объект из силикона «Уснул я почти мгновенно» Стаса Багса, отсылающий к знаменитой картине Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». Скульптура лежит на парте, под которой установлена электрическая плитка. Тело как будто бы тает, показывая хрупкость и эфемерность произведений искусства. Но температура рассчитана так, что только слегка подогревает объект, утверждая живость искусства и преемственность творчества художников сквозь века.
Материалы рубрики
В зеркале много лиц. «Манеж» представил выставку «Зерцало»
Петербургская ярмарка искусства «1703» прошла в ЦВЗ «Манеж»
В «Манеже» открылась выставка классической русской скульптуры
В «Манеже» обсудили востребованность выставок после карантина
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии