В зеркале много лиц. «Манеж» представил выставку «Зерцало»

Проекты Центрального выставочного зала традиционно вызывают интерес публики. Всякий раз — свежая тема, звездный состав участников и интересная подача материала.

В зеркале много лиц. «Манеж» представил выставку «Зерцало» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На сей раз «Манеж» представил пуб­лике выставку «Зерцало». В центре внимания русский провинциальный портрет XVIII – XIX столетий. В проекте приняли участие семнадцать российских музеев, но основными партнерами «Манежа» выступили Угличский историко-архитектурный и художественный музей, Третьяковская галерея и Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Выставка объединила сто живописных произведений.

История портрета в нашей стране начинается с середины XVII века, с парсуны — парадного портрета знатных персон, в котором еще присутствует зависимость от иконописи. Парсуна жила недолго. Реформы Петра I отразились и в изобразительном искусстве. В XVIII веке появились порт­реты представителей купечества и провинциальных жителей, распространение получили семейные и детские изображения. В начале XIX столетия в каждом зажиточном доме провинциального города создается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, духовенство обращались к местному портретисту, не всегда профессиональному художнику, который старательно воплощал на полотне их представление о себе.

В истории русской художественной культуры эти изображения станут бесценными свидетелями времени.

Провинциальный не значит, что он не такой важный, как светский портрет, например, Петербурга или Москвы, — говорит и. о. директора «Манежа» Анна Ялова. — Дело в том, что богатое провинциальное купечество тоже хотело оставить свой след в истории, себя запечатлеть. Художниками выступали ремесленники, одаренные крепостные. Очень много работ созданы неизвестными мастерами. Эти портреты — кладезь информации для этнографов. Люди представлялись такими, какими они были в реальной жизни. Знаки, символы, которые они передавали вместе с этими портретами, являются источником информации, по которому мы можем судить об укладе, быте, обычаях этих людей.

Выставка называется «Зерцало». В портрете, как в зеркале, отражаются не только лица, но и время. Первое, что видит зритель, оказавшись в выставочном пространстве, — собственное отражение в зеркалах.

В центре аванзала под потолком объект — купол башни или колокольни — символ патриархальной Руси, намек на древнерусскую архитектуру. В галерее первого этажа полумрак. В трех камерных пространствах — «жилых комнатах» со сводчатыми потолками — портреты нарядных купчих с платками, шалями, дорогими украшениями, замысловатыми головными уборами. Здесь же купцы в чинных костюмах, с бумагами, часами — всем, что каким‑то образом обозначает статус.

Портреты представителей знати, духовенства на втором этаже, в открытом «публичном» пространстве. Самобытные художники изображали заказчиков так, как от них того ожидали. Портреты искренние, иногда наивные. И в чем‑то похожие: одна эпоха, один жанр.

Для рассказа об истории провинциального портрета одного визуального ряда недостаточно. По замыслу создателей проекта, погрузиться в эпоху зрителю помогают архитектурные детали и музыка современного композитора Александра Маноцкова. Поддержать и оживить повествование могли бы костюмы, предметы быта, возможно, кад­ры отечественной киноклассики. И в первую очередь информация. Единственный не слишком пространный текст, дающий общее представление о том, что такое провинциальный портрет, в начале экспозиции. Об истории каждого портрета, людей, на нем изображенных, авторов зрителю надо догадываться самостоятельно.

Кроме портретов, написанных неизвестными авторами, на выставке присутствуют работы ярославского художника Николая Мыльникова, которого считают классиком провинциального купеческого портрета. И имя угличского художника Ивана Тарханова осталось в истории отечественного искусства. Написанные им портреты городских обывателей хранятся в разных музеях страны.

Если есть желание подробнее узнать об истории жанра, стоит посетить выставку с экскурсией. Они организованы для разных групп посетителей: индивидуальные, групповые, школьные, семейные, для лиц «серебряного возраста».

#выставка #Манеж #музеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7285) от 27.10.2022 под заголовком «В зеркале много лиц».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?