В «Манеже» открылась выставка классической русской скульптуры

ЦВЗ «Манеж» представил публике очередной хит – выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева».

В «Манеже» открылась выставка классической русской скульптуры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

У многих зрителей в памяти осталась выставка двухлетней давности «Христос в темнице» – три десятка чудом уцелевших деревянных скульптур XVII – начала XIX века из четырнадцати музейных собраний. На этот раз «Манеж» под своей крышей собрал 150 работ 65 авторов. В проекте приняли участие Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и еще более тридцати музеев России.

Ни один из музеев не может позволить себе подобное, поскольку не располагает выставочной площадью такого размера. Отбор скульптуры длился два года. С точки зрения специалистов, выставка – научное исследование важного пласта отечественного искусства. Издается соответствующий каталог. Это то, что касается научной части.

Не обманул «Манеж» и ожиданий публики.

Как рассказывает куратор проекта Елизавета Павлычева, организаторы решили сделать скульптуру главным действующим лицом, сознательно отказавшись от живописи, чтобы та не отвлекала внимание. В партнеры молчаливым изваяниям выбрали музыку. Точнее – оперу. Театральный режиссер Василий Бархатов отобрал для проекта 15 произведений, среди которых «Дон Жуан» Моцарта, «Страсти по Матфею» Баха, «Жизнь за царя» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского, «Норма» Беллини и другие. Отрывки из них одновременно, но не мешая друг другу (еще одна техническая возможность обновленного «Манежа») звучат в разных частях зала.

Оперный режиссер так поясняет замысел: «Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещен в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии».

Пространство «Манежа» трансформировалось в оперный театр (условный образ пяти императорских театров), наполненный скульптурой. Она встречает публику в фойе, заполняет зрительный зал, стоит на сцене или готовится на нее выйти...

В театральном фойе слышно, как оркестр настраивает инструменты. Переступив «оркестровую яму», посетители проходят по первому этажу, наблюдая за диалогом двух искусств – пластического и музыкального (редко прямым, по большей части ассоциативным), поднимаясь на второй, попадают «за кулисы». Перемещаясь из одного пространства в другое, видят работы крупнейших мастеров русской классической скульптуры и слышат оперные арии.

В состав выставки вошли признанные шедевры и произведения, которые ранее не выставлялись. Наверняка многие узнают «Девушку с кувшином» Павла Соколова из «Царского Села», ей досталась музыка Баха «Страсти по Матфею». И «Беглый раб» Владимира Беклемишева из Эрмитажа, который слушает «Саломею» Штрауса, известен. Под «Летучего голландца» Вагнера демонстрируются модели носовых украшений судов, авторами которых были Михаил Микешин и Николай Пименов, из собрания Центрального военно-морского музея. Дом ученых на Дворцовой набережной предоставил отреставрированную к выставке скульптуру Бориса Орловского «Мальчик с уткой». «Венера, снимающая сандалию» Ивана Витали, которую сопровождает музыка Оффенбаха к «Сказкам Гофмана», на время покинула дворец Лейхтенбергских, где располагается филиал биологического факультета петербургского Университета. Портрет Ивана Айвазовского работы Ильи Гинцбурга приехал из художественного музея в Ярославле. «Грибоедов в кресле» Владимира Беклемишева прибыл из Театрального музея им. Бахрушина, а портрет князя Александра Мещерского работы Паоло Трубецкого – из Третьяковской галереи...

Как обещают организаторы, в планах «Манежа» выставка, посвященная скульптуре XX – XXI веков. Если еще раз вспомнить проект «Христос в темнице», получится трилогия.

#выставка #манеж #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (6894) от 01.04.2021 под заголовком «Скульптуре подарили голос».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?