В галерее Artefice открылась выставка Вячеслава Михайлова
«Другие времена» – выставка с таким названием известного петербургского художника Вячеслава Михайлова открылась в галерее Artefice (Петроградская набережная, 22). Тридцать картин, созданных в 1980 – 1990-е годы и хранящихся в мастерской художника, впервые представлены публике.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как рассказал Михайлов «Санкт-Петербургским ведомостям», идея «поворошить прошлое» принадлежит галерее. Он согласился и не жалеет. Художник говорит, что всегда интересовался происходящим вокруг него. «Я чувствую, реагирую на действительность, – говорит Михайлов, – но я не живописец, я – художник формы. Меня интересует выпирание формы, как в природе, где существуют валуны, сосны с дуплами...». И вспоминает случай из студенческих лет, когда в компании он выехал на весенний пленэр. Прихватил с собой большую золоченую раму. Внезапно она упала в грязь и выдавила фактуру. «Вот готовая картина», – решил Михайлов.
На вопрос о кумирах художник называет два имени – Микеланджело и Рембрандт. Первый – мастер совершенной формы. Второй важен своей энергетикой. «Не картина остается от художника, а энергия, от нее идущая», – убежден Михайлов. В студенческие годы он перекопировал всех эрмитажных «рембрандтов», постигая загадку этого мастера.
По нашей просьбе художник провел короткую экскурсию по выставке. Она начинается с натюрморта «Манго» (1979). В ней автор отдает дань уважения Сезанну и Пикассо. Михайлов учился в мастерской Евсея Моисеенко и вспоминает, что они часто ругались. Но в итоге – диплом с отличием и одобрение мэтра за самостоятельность.
В 1988 – 1990 годах была создана картина «ГУЛАГ» – красные тела узников задавлены решеткой, из которой им никогда не выбраться. «Автопортрет» относится к 1991 году. На нем изображен художник с натруженными мясистыми руками, сидящий в нерешительности перед сочной постановкой из овощей и фруктов. Но что-то не дает ему приступить к созданию натюрморта. «На обратной стороне холста написано: «Автопортрет во время путча», – поясняет Михайлов. И добавляет, что тогда сильно надеялся на перемены к лучшему. Многие надежды не оправдались, наступили жесткие девяностые. Художник поездил по миру. Он говорит, что возникло ощущение: везде делают только то, что продается. Хотелось найти свою интонацию. В
1994 году появились «Спас», «Ангел», «Сад» и другие картины, составившие серию «Русский дом». Лики, поврежденные временем и людским небрежением, сохраняют красоту, вложенную в них безвестными мастерами прошлого. Они давно ушли, а энергетика осталась – об этом серия Михайлова.
Про энергию античных и библейских преданий – мощные картины «Борьба Иакова с Ангелом» и «Вакханалия». Выставку завершают два необычных автопортрета 1998 и 2000 года под одинаковым названием «Штаны». Художник пояснил, что купил на стамбульском базаре шаровары с карманами, удобные для работы. Когда они полностью покрылись слоем краски и отслужили свое, жаль было с ними расставаться. И они сами стали картинами.
Получился гимн вечному труженику, каким является Вячеслав Михайлов. В конце апреля в парадных залах Академии художеств откроется большая выставка новых работ художника. В 2020 году ему исполнилось 75 лет. Из-за карантина юбилейную выставку пришлось отложить почти на год.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (6893) от 31.03.2021 под заголовком «Интонация не продается».
Материалы рубрики
Михаил Пиотровский. Опыт музеев на все времена
Подлинность этюда Шишкина доказала рентгенография
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии