В Музее Анны Ахматовой открылась выставка Василия Калужнина

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась изысканная выставка «Василий Калужнин. Жил-был на Литейном художник» – около ста картин и графических листов, а также фотографии и документы из частных коллекций и собрания самого музея.

В Музее Анны Ахматовой открылась выставка Василия Калужнина | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Со времени предыдущей персоналии художника прошло 25 лет. И 30 – со времени выхода романа Семена Ласкина «...Вечности заложник», посвященного поискам и открытию мастера, о судьбе которого не знали даже его соратники.

Василий Калужнин (1890 – 1967) родился в селе Бондари Тамбовской губернии, в начале 1920-х годов был вольнослушателем Академии художеств в Петрограде, позже входил в объединение «Круг художников». В 1932 году вступил в только что созданный Союз художников, откуда был изгнан через пять лет «за формализм». И не могло быть иначе для человека, который пытался исследовать «свечение черного цвета». Калужнин пережил блокаду – спасла работа художником-оформителем в Ленинградском доме Красной армии. После войны несколько лет преподавал в Мухинском училище и художественной школе. А затем началась тайная и голодная жизнь на крошечную пенсию в коммуналке на Литейном, 16. Денег хватало на то, чтобы, купив одно яблоко для постановки натюрморта, потом этим же фруктом пообедать. Или питаться «атомным» сочетанием кефира и копчушек. Калужнина спасало ежедневное рисование. Надпись на обороте одного из автопортретов: «Ну что же ты не пишешь?» стала его жизненным кредо.

После смерти художника его наследие сначала приютил Владимир Калинин, директор музея Мухинского училища, а потом Юрий Анкудинов, ученик Калужнина, живший в Мурманске. Сейчас произведения принадлежат его сыну – петербургскому архитектору Михаилу Анкудинову, коллекция которого составила основу выставки.

Эпиграфом к ней стала групповая фотография «20-летие творческой деятельности Михаила Кузмина», сделанная в 1925 году Моисеем Наппельбаумом. В кадр кроме юбиляра попали Ахматова и Калужнин, а также Вагинов, Введенский, Клюев, Федин, Шварц и другие персонажи истории русской литературы ХХ века. Таков был круг общения Калужнина.

Рисунки 1920-х годов – «Танец», «Фигура», «Обнаженная в интерьере» показывают блестящего графика. К 1928 году относится беглый набросок, изображающий А. В. Луначарского. Вероятно, он был сделан в Ленинграде во время визита наркома просвещения на выставку «круговцев». По легенде, Луначарский задержался у художников, опаздывал на поезд в Москву – состав задержали на час. За что нарком получил выговор от ЦК ВКП(б).

Отдельная глава выставки – блокадная. Прежде всего это картина и рисунок «Эвакуация эрмитажных картин». Калужнин участвовал в этой героической работе. Угадывается упаковка шедевра Рембрандта «Возвращение блудного сына». К 1941 году относятся зарисовка прохожего, тянущего скорбные санки, и две картины – «Невский проспект» и «Дворцовая площадь», передающие трагическую пустоту города с помощью «перламутрового» свечения снега.

Поздние картины – «На улице», «Девочка в платке» точно схватили Ленинград времени оттепели, когда девушки повязывали цветастые модные платочки. Когда художник возвращался с улицы в тесную комнату, то вел разговор с вечностью. На его небольших холстах и листах дешевой бумаги остались портреты Данте и Леонардо...

#выставка #искусство #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (6890) от 26.03.2021 под заголовком «Свечение черного».


Комментарии